Эмираты пытаются расширить свое влияние в Йемене в противовес Саудовской Аравии. При поддержке Абу-Даби Южный переходный совет Йемена (ЮПС) сообщил о наступлении на восточную провинцию Хадрамаут. Эту территорию контролируют племенные отряды, близкие к Эр-Рияду. Подробности — в материале «Известий».
Интересы трех сторонВ богатой нефтью провинции Хадрамаут, расположенной на востоке Йемена, в начале декабря вспыхнуло новое противостояние. Силы Южного переходного совета (ЮПС), частично контролирующие юг страны и выступающие за отделение этой территории, объявили об операции «Многообещающее будущее».
Военный конфликт в Йемене между правительством и хуситами, захватившими власть на севере страны, продолжается уже более 10 лет. Однако восток государства до недавнего времени оставался самой спокойной частью страны.
В нынешнем конфликте пересекаются интересы трех сторон: официального правительства Йемена, которое поддерживает Эр-Рияд, хуситов, которым помогает Иран, а также ЮПС — фактически прокси Объединенных Арабских Эмиратов, рассказал научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Данила Крылов.
— Во-первых, провинция Хадрамаут большая, занимает примерно треть всей территории страны. Во-вторых, там находятся очень большие запасы нефти, около 80−90%. И в-третьих, это граница с Оманом, а хуситы через Оман получали и продолжают получать военную помощь из Ирана, — пояснил политолог в беседе с «Известиями».
Контроль над Хадрамаутом означает не только экономическое преимущество, но и военно-стратегическое доминирование на юге и востоке страны.
В 2016 году коалиция под руководством Эр-Рияда вытеснила террористов из Хадрамаута. Однако там еще долгие годы продолжалась борьба за контроль и влияние, пока в августе 2024 года группировка «Альянс племен Хадрамаута», состоявшая из коалиции местных племен и также лояльная Саудовской Аравии, не взяла под свой контроль эти регионы.
Племенные силы до недавних пор поддерживали относительную стабильность регионе, действуя в качестве буфера между югом и центром. Однако наступление ЮПС при поддержке Эмиратов стало прямым вызовом саудовской системе, цель этого обострения — перераспределение сфер влияния.
Борьба за нефтяные ресурсыОбострение началось после того, как «Альянс племен Хадрамаута» установил контроль над нефтяными месторождениями региона, требуя усиления контроля и увеличения доли от продажи энергоресурсов.
Представители ЮПС выступили с резким заявлением, что регион «стал площадкой для контрабанды и превратился в рассадник экстремистских группировок», включая «Исламское государство»* и «Аль-Каиду»* (террористические организации, запрещены в РФ).
«Исчерпаны все варианты, предложенные в последние годы для восстановления стабильности в Хадрамаутской долине», — говорится в их послании.
Тогда «Альянс племен Хадрамаута» повысил уровень боевой готовности и пригрозил распространить свой контроль на все районы провинции, добавив, что «любое иностранное или неместное военное присутствие в Хадрамауте» будет рассматриваться как оккупация.
Помимо этого, представители «Альянса» обратились к Саудовской Аравии, традиционно рассматривающей Хадрамаут как зону своего политического влияния, с просьбой вмешаться.
После столкновения с армейскими подразделениями силы ЮПС захватили президентский дворец в городе Сейюн. Это случилось 3 декабря.
Эмираты vs Саудовская АравияCложилась довольно непростая ситуация, пояснил «Известиям» Данила Крылов.
— И ЮПС, и правительство выступают против хуситов, и для Эмиратов это очень сильно затянувшийся конфликт, из которого они давно хотели выйти, но каждый раз не получается, поскольку может вылиться в серьезные репутационные риски и потери, — отметил эксперт.
Для Абу-Даби это фактически черная дыра, в которую он вливает большие финансы и на которую тратит много ресурсов, считает востоковед.
— Не раз происходили ситуации, когда йеменское правительство, то есть саудиты, договаривались с хуситами о каких-то перемириях, вообще не ставя в известность ЮПС, — рассказал специалист.
У Эмиратов к Саудовской Аравии накопилось много претензий, хотя они их высказывают достаточно сдержанно, чтобы не обострять ситуацию. С одной стороны, происходит передел сфер влияния, с другой — с точки зрения влияния на региональные процессы Саудовская Аравия находится в более выигрышном положении, чем Эмираты, полагает арабист.
— Я сомневаюсь, что будут какие-либо вооруженные столкновения между прокси саудитов и прокси Эмиратов. Это, скорее всего, ограничится вялотекущими боевыми действиями, — пояснил политолог.
Схожей позиции придерживается и научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Василий Останин-Головня. Обычно Саудовская Аравия и ОАЭ считаются большими друзьями и союзниками, в том числе в рамках арабской коалиции в Йемене, однако между ними есть противоречия.
— События в Хадрамауте — это новый, достаточно тревожный виток соперничества между Саудовской Аравией и Эмиратами за влияние в Йемене, — считает политолог.
По его мнению, нынешняя эскалация не случайна.
— Она во многом отражает глубокую трансформацию арабской коалиции, изначально созданной в 2015 году под саудовским руководством для противодействия хуситам. Постепенно наметилась линия раскола между интересами Эр-Рияда и Абу-Даби, — полагает эксперт.
Он добавил, что это знаменует переход от жесткой внешней политики, которую наследный принц Мухаммад ибн Салман проводил в 2015–2019 годах, к новому мягкому, балансирующему, многовекторному курсу после 2019 года.
Политические расклады и прогнозыВ пятницу, 5 декабря, стало известно, что власти Хадрамаута и представители «Альянса племен Хадрамаута» подписали рамочное соглашение о прекращении огня при посредничестве Саудовской Аравии.
В документе 13 пунктов, предусматривающих немедленное прекращение боевых действий, меры по снижению напряженности, а также соблюдение режима тишины с целью достижения окончательного урегулирования.
Силы защиты Хадрамаута должны отойти на километр от объектов нефтяной компании PetroMasila. Помимо этого, предусмотрено возобновление работы сотрудников компании и восстановление ее операционной деятельности. Охранять нефтяные объекты будут объединенные силы, в состав которых войдут представители племенных структур.
Несмотря на соглашение о нормализации отношений между Тегераном и Эр-Риядом, для Саудовской Аравии ключевой угрозой остаются хуситы и возможное усиление иранского влияния, считает Останин-Головня.
По его словам, Абу-Даби видит в ЮПС инструмент для сдерживания хуситов и проникновения других сил влияния, как Ирана, так и Саудовской Аравии. Еще одна цель у ОАЭ — это обеспечение стратегического контроля над Баб-эль-Мандебским проливом.
— Ведь не просто так у них появляются базы по другую сторону моря — в Сомали, а также ОАЭ усиливают присутствие в Судане, — подчеркнул специалист.
Он считает, что текущее обострение угрожает не только общей фрагментацией Йемена на несколько зон влияния, но и подрывает последние усилия по мирному политическому урегулированию.
— Саудовская Аравия, несмотря на свои собственные разногласия с Эмиратами, до недавнего времени стремилась к дипломатическому решению конфликта. Но прямое военное наступление Южного переходного совета на территорию контролируемую просаудовскими силами может сорвать все инициативы и вернуть Йемен к активной фазе гражданской войны, — уверен специалист.
Согласно прогнозу востоковеда, в краткосрочной перспективе возможны усиление хаоса и гуманитарного кризиса, рост напряженности в отношениях между Эр-Риядом и Абу-Даби.
— Также возможно перераспределение военной разведывательной поддержки, чем может воспользоваться Иран для усиления присутствия в Йемене и усиления военной поддержки хуситов. В долгосрочной перспективе это усиление роли других внешних акторов, включая США, Великобританию, — возможно, даже Китая через интерес к путям в регионе, — подытожил аналитик.
В свою очередь, Данила Крылов полагает, что если Эмираты возьмут под свой контроль Хадрамаут, то они, с одной стороны, могут сильно ослабить хуситов, перекрыв пути поставок иранского вооружения и техники.
— С другой стороны, они могут на этом играть против Саудовской Аравии, усиливая свои переговорные позиции и вообще в целом склоняя саудитов к необходимости заканчивать этот конфликт, который ни одной из сторон особо не приносит никакой пользы, — полагает эксперт.
Востоковед полагает, что Абу-Даби, придерживающийся довольно взвешенной политики, не будет лишний раз доводить ситуацию до эскалации.
— Эр-Рияд тоже вряд ли на это пойдет, поэтому основной вопрос сейчас — сможет ли ЮПС взять под контроль Хадрамаут и насколько сильно Саудовская Аравия будет снабжать «Альянс племен Хадрамаута»? Точно ответить на эти вопросы сложно из-за отсутствия достаточного количества информации и не очень понятного реального расклада сил, — резюмировал эксперт.