Московский областной суд признал виновной Виорику Кондратюк — женщину, которая, по версии обвинения, наняла своего любовника для убийства мужа. Суд назначил ей 17 лет колонии общего режима. Следствие утверждает, что за совершение преступления заказчица обещала 1,8 млн рублей. Исполнитель якобы забрал в подъезде спрятанные в детской «ватрушке» деньги, вывез их в другой город и обнаружил, что в пакете оказались купюры из «банка приколов». В реальности он получил от нее 60 тысяч на подготовку и 3 тысячи на билет после преступления. Как изменялись показания участников и можно ли считать наказание чрезмерным — в материале «Известий».
Как было организовано убийствоЖительница Подмосковья Виорика Кондратюк приговорена Мособлсудом к 17 годам лишения свободы за организацию убийства мужа. По материалам дела, для исполнения задуманного женщина обратилась к своему любовнику и обещала ему вознаграждение в 1,8 млн рублей.
При этом на выплате она, по версии следствия, сэкономила: вместо реальных купюр в укромном месте лежали банкноты из «банка приколов». Любовник забирал деньги по договоренности из пакета, спрятанного в детской «ватрушке» в подъезде дома.
Суд признал Кондратюк виновной по нескольким статьям — в покушении на убийство, в организации наемного убийства из корыстных побуждений и в незаконном хранении наркотических веществ. Последняя статья связана с попыткой ранее отравить мужа, как следует из материалов прокуратуры Московской области.
«В феврале 2024 года они приобрели метадон и женщина, находясь в квартире, расположенной в поселке городского типа Селятино Наро-Фоминского городского округа, подмешала наркотик в суп мужу», — говорилось в сообщении надзорного ведомства.
На стадии предварительного следствия Виорика Кондратюк сначала признала свою роль в заказе убийства, однако позже отреклась от этих показаний. Непосредственно перед оглашением приговора она вновь сказала, что не организовывала расправу и не понимает мотивов своего любовника.
— Я сама не знаю, что было, — заявила она, отвернувшись к стене. — Не знаю почему он это совершил, или из-за ревности, или из-за денег.
На вопрос о том, что она ожидает от приговора, подсудимая ответила: «Что будет, то будет».
Что рассказал соучастникПоказания против Кондратюк дал ее любовник Ринат Кажгалиев. Изначально он отрицал причастность женщины, но вскоре полностью признал свою вину. По его словам, он прикрывал Кондратюк, надеясь на ребенка от нее; узнав об аборте, он назвал заказчицу.
Кажгалиев также рассказал о попытке отравления: по его словам, наркотики были куплены на деньги Кондратюк, он передал их ей, и она подмешала их в еду мужу, однако отравление не привело к смерти.
Далее, по словам Кажгалиева, был спланирован и совершён в подъезде домупрееступление. Он рассказал, что Кондратюк принесла ему нож и топор и перевела на его карту 60 тыс. рублей — в том числе на спецодежду и балаклаву. Женщина обещала 1,8 млн рублей.
«Ударил сперва топором, потом он упал, и воткнул нож в горло. Третий раз ударил ножом в капюшон, — рассказывал он в показаниях. — Она обещала деньги. Я позвонил ей сразу, она сказала, где находится [плата], а там оказался муляж. Потом она добавила [мой телефон] в «черный список». Минут через 30 скинула 3 тыс рублей на карту брату, и я уехал домой».
На суде Кондратюк признала, что подсыпала что-то в суп мужа, но утверждала, что это было слабительное, а не наркотик, и что она лишь хотела причинить ему «незначительный вред» из-за избиений. По ее словам, упаковку с порошком ей передал любовник. Она отвергла версию о переводе денег на покупку наркотика, заявив, что перечисляла Кажгалиеву деньги на бензин и что подобные переводы делались и ранее.
Женщина пояснила, что их брак к тому времени был по сути «формальным»: муж жил в другой квартире и приезжал лишь к дочери. Ссоры между супругами участились, доходило до рукоприкладства, но развод не состоялся, так как муж обещал содержать ребенка.
Кондратюк также заявила, что Кажгалиев обещал ей помочь решить проблему с мужем через «влиятельных людей» и предлагал переехать к нему, чего она не хотела из-за удобства детского сада и кружков для ребенка.
По ее словам, именно Кажгалиев просил купить купюры «банка приколов».
Однако на очной ставке в марте 2024 года, через два дня после убийства, она дала иное показание: по протоколу, Кондратюк заявила, что хотела развестись, боясь, что муж узнает о ее отношениях и долгах, и решила устранить его, поручив дело Кажгалиеву. Она также обещала переписать на любовника одну из квартир после вступления в наследство.
«На протяжении целого дня мы с Ринатом переписывались на различные темы, и в вечернее время мне позвонил Ринат и сказал, что он все сделал», — говорится в материалах дела.
В последующие дни женщина подтверждала, что понимает: она заказала убийство Кажгалиеву, «который его исполнил 4 марта 2024 года». «В содеянном раскаиваюсь», — содержится в ее показаниях. Позже она отказалась от части заявлений, объяснив это шоковым состоянием после гибели мужа и плачем детей.
«Я не давала такие показания, я не знала, что можно взять 51-ю статью (гарантирует право не свидетельствовать против себя. — Ред.)», — заявила она.
Виорика Кондратюк пожаловалась прокурорам шесть раз, утверждая, что в ходе следствия ей угрожали лишением гражданства дочери, допрашивали ночью и говорили, что при отказе от показаний ее дети «уедут в детдом».
Почему приговор оказался суровымЭксперты, опрошенные «Известиями», сочли вынесенное наказание жестким.
— Учитывая суровость наказания есть основания полагать, что решение будет обжаловано, — полагает адвокат филиала №1 Московской областной коллегии адвокатов Юрий Левин.
По его мнению, обычно к женщинам, особенно имеющим несовершеннолетних детей, применяют более мягкие меры. Юрий Левин предположил, что строгий приговор связан с тем, что у осужденной имелись не одна, а несколько попыток расправиться с мужем.
— Поэтому и искренность раскаяния при наличии такового останется под сомнением, — сказал он.
Адвокат по уголовным делам, управляющий партнер коллегии «Бизнес Лигал Групп» Вероника Полякова напомнила, что статьи, по которым осудили Кондратюк, относятся к особо тяжким преступлениям, за которые законом предусмотрено лишение свободы до 20 лет.
— По совокупности срок больше, но максимальный срок лишения свободы по совокупности не может превышать 20 лет, а пожизненное лишение свободы женщинам не назначается, — напомнила юрист. — Наличие детей на иждивении могло стать смягчающим обстоятельством и повлиять на назначенное наказание.
Полякова отметила также, что подобные дела встречаются реже, чем мошенничества или избиения, тогда как Левин подчеркнул, что случаи, когда супруги решаются на убийство, встречаются нередко.