Артиллеристы 9-й бригады ВС РФ вытесняют противника из Димитрова


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

В Димитрове: артиллеристы Град наносят массированные удары по противнику

В окруженном российскими войсками Димитрове по-прежнему остаются до нескольких тысяч украинских бойцов. Часть из них отступила сюда из соседнего Красноармейска, который был освобожден нашей армией. Однако и в самом Димитрове сражения уже проходят в черте города. Численность противника непрерывно уменьшается под ударами российских артиллерийских систем и беспилотников. Корреспондент «Известий» посетил расчеты реактивных систем залпового огня «Град» 9-й бригады 51-й армии группировки «Центр» и наблюдал, как наши артиллеристы наносят массированные удары по противнику.

«Главное — не останавливаться»

Когда артиллерийским подразделениям поступает приказ сменить огневую позицию, это значит лишь одно: линия соприкосновения с противником продвигается вперед. За ней надо перемещаться, чтобы иметь возможность огневой поддержкой прикрывать наступающие передовые отряды. В последние месяцы под Красноармейском и Димитровым техника и расчеты часто переносят позиции.

Ранее выходить из укрытий без защиты и средств РЭБ на каждом автомобиле было опасно, сегодня же основной враг во многом — распаханные дождями грунтовые дороги. Бездорожье и погодные условия ограничивают мобильность не меньше, чем вражеские дроны, которые продолжают регулярно появляться над полем боя. При этом их активность несколько снизилась благодаря работе наших воздушных наблюдателей и последующим массированным ударам российских БПЛА, уничтожающим вражеские беспилотные группы.

— Работать всё еще сложно, дроны вынуждают быть начеку всегда, — говорит водитель с позывным Ветер, когда мы добираемся до огневого укрытия, где дежурит расчет «Града» 9-й бригады. — Стрелки теперь сверху, впереди — прикрытие, детекторы у каждого. Водить машину приходится под постоянным прицелом. Слушаем командиров, на ходу либо отстреливаемся, либо работаем с места. Главное — не останавливаться и выполнять задачи.

На его АК-12 установлен коллиматорный прицел и увеличенный магазин: раньше такие изменения казались лишними, сейчас же обойтись без них невозможно. На крыше «Града» закреплен блок РЭБ, который, по словам Ветра, не раз спасал расчет от атак украинских дронов-камикадзе — те сворачивали в сторону машины, нанося лишь незначительные повреждения корпусу.

— Слава богу, спасаемся, — отмечает Ветер. — Я с самого начала СВО на этой машине, ни разу не менял. Бойцы любят свои машины и не зря называют их девочками. Это наши подруги боевые, и большинство даже дает им имена. У меня, например, «Нюша». С ней надо дружить, потому что она вывозит тебя из таких тяжелых ситуаций, что, бывает, думаешь уже: «Всё, конец». Но нет.

Ветер родом из Донецка, служит в армии с июня 2022 года. Во время мобилизации в ДНР в феврале того года он болел и после выздоровления ушел добровольцем.

— Я знаю, что такое обстрелы, с 2014-го. Знаю, как выживать в подвалах и почему важно защищать наш регион. Сначала пошел в армию ДНР, затем в ВС России, — рассказывает боец.

Командир боевой машины и замкомвзвода по прозвищу Иваныч говорит, что ныне несколько выездов в день стали обычной практикой. Дистанция стрельбы свыше 20 км уже не защищает от БПЛА-камикадзе, которые, по его словам, охотятся за реактивными установками как за приоритетной целью. Кроме этого, есть и другие трудности: нужны выносливость и боевой настрой, чтобы работать с тяжелыми ракетами и большим боекомплектом.

Иваныч признается, что за годы донбасского конфликта он перестал интересоваться, по каким целям идут удары — действует четко по полученным координатам.

Медаль на бронежилете

Во время беседы слышится знакомый звук — начинают взлетать «Молнии». Эти отечественные БПЛА-камикадзе стали неприятным сюрпризом для противника в зоне СВО. Они поднимаются над низкой облачностью и наносят удары даже тогда, когда активность других коптеров падает. Внезапно разрываются артиллерийские снаряды поблизости. Я, как и многие вокруг, уже отвык от звука прилетов; на смену страху приходит удивление, что у врага еще имеются действующие дальнобойные орудия и боеприпасы к ним.

Переходим к огневой позиции, где «Град» уже готов к работе — остается снять маскировку и проверить прицел. Командир садится в кабину, взводный отдаёт команду: «20 ракет по врагу, залпом, 333!

Из-за погодных условий активность коптеров ВСУ заметно снизилась, поэтому противник снова ощущает удары традиционных артиллерийских систем. После залпа установку оперативно укрывают до следующего приказа. На стенках капонира остается густой пар — следы от горячих крышек ускорителей.

Командир боевой машины с позывным Квиток (укр. — билет) подходит к начальству для доклада, но командир вдруг достает из подсумка для патронов небольшую белую коробочку, а затем и красную книжечку-удостоверение к награде. Через минуту Квиток с медалью на бронежилете произносит: «Служу России!»

Ему адресуют поздравления. Еще в 2016 году в ДНР был создан 9-й Мариупольско-Хинганский полк народной милиции, и в ходе СВО на его основе сформировалась 9-я бригада ВС России. Потому среди артиллеристов много местных, которые хорошо помнят события 2014 года и знают, кто тогда пришел с карательной операцией в Донбасс. Бригада участвовала в освобождении Мариуполя и затем в боях на сложных направлениях. Украинская пропаганда не раз заявляла о полном разгроме «девятки», но подразделение каждый раз продолжало наносить удары, несмотря на подобные заявления.

Лента

Все новости