Часть богатых покинула Швейцарию


Фото: Global Look Press/Oskar Eyb

Швейцарцы отвергли 50% налог на наследство — богачи пригрозили эмиграцией

В Швейцарии на референдуме отвергли идею введения 50-процентного налога на наследство для сверхбогатых после угрозы части состоятельных граждан покинуть конфедерацию. Предполагалось облагать сбором все активы, передаваемые по наследству или в дар, если их сумма превышает 50 млн франков ($62 млн). Отметим, что некоторые из богатых уже уехали из страны. Подробности — в материале «Известий».

Все на референдум

В стране состоялся референдум по двум инициативам. Первая предлагала заменить обязательную военную службу только для мужчин на обязательную службу для всех граждан. Вторая инициатива предусматривала введение 50-процентного налога на наследство и дарения свыше 50 млн франков ($62 млн).

Обе инициативы были отклонены избирателями. За отклонение первой инициативы левоцентристов проголосовали 84% швейцарцев, против второй высказались 78%. Второй проект инициировали «Молодые социалисты», которые предлагали направлять поступления от налога на борьбу с последствиями изменения климата. По их расчетам, это могло бы помочь Швейцарии достичь нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году.

Состоятельные швейцарцы пригрозили уехать из страны в случае принятия законопроекта. В их числе главный акционер и бывший гендиректор производителя железнодорожных вагонов Stadler Rail Петер Шпулер, состояние которого оценивается в $4,6 млрд; он заявил, что из-за налога после его смерти компанию пришлось бы реализовать.

Законопроект мог затронуть интересы примерно 2,5 тыс. человек. Правительство и все партии, кроме левых, решительно выступили против инициативы. Они опасались, что отъезд богатых граждан сведет на нет предполагаемые доходы и опустошит государственный бюджет.

«Избиратели однозначно отвергли рискованный эксперимент в области фискальной политики. Такой налог нарушил бы баланс нашей налоговой системы и подорвал бы привлекательность Швейцарии», — прокомментировала результаты плебисцита министр финансов страны Карин Келлер-Суттер.

Пора валить

Совладелец банка Pictet & Cie и член Совета Национального (центрального) банка Швейцарии Рено де Планта уже сменил налоговую юрисдикцию со швейцарской на итальянскую. В Риме восемь лет назад для состоятельных иностранцев был введен льготный фиксированный налоговый режим.

Юрг Нидербахер, специалист швейцарской консалтинговой и аудиторской компании PwC Schweiz, отмечает, что у них также есть клиенты, которые уехали по этой причине. «Инициатива о налоге на наследство заставила некоторых состоятельных лиц изучить альтернативные опции и присмотреться к иным юрисдикциям. Они пришли к выводу, что из-за действующего налогового законодательства, в том числе налога на капитал, Швейцария сейчас не всегда выгоднее других стран», — сказал он.

Конкуренты дышат в спину

Bloomberg сообщает, что в стране, где уже действует налог на богатство, на миллион жителей приходится девять и более миллиардеров — это в пять раз выше среднего по Западной Европе. Кроме того, в Швейцарии действует специальный закон для иностранных граждан, позволяющий им платить налоги без полного раскрытия сведений о своем имуществе.

Плебисциты в Швейцарии проводят до четырех раз в год в рамках практики прямой демократии. Жители страны нередко поддерживают позицию предпринимателей: ранее они голосовали против введения национального минимума оплаты труда и против увеличения обязательных дней отпуска.

Швейцария ценит свою репутацию государства с банковской системой, ориентированной на состоятельных клиентов. В последние годы налогово-бюджетная политика некоторых кантонов сталкивается с конкуренцией со стороны центров в Азии и на Ближнем Востоке.

Сбалансированная система

Профессор СПбГУ Наталья Еремина в беседе с «Известиями» отмечает, что подобные процессы преимущественно наблюдаются в европейских странах.

— Этот вопрос становится актуальным в политической повестке, экономической жизни. Фактически он приводит к исходу людей, обладающих крупным капиталом, и не решает проблему социальных, экономических диспропорций, — считает политолог.
Она добавила, что долгое время в Швейцарии существовала достаточно сбалансированная система, которая позволяла решать многие социальные задачи.

— Там довольно высокие налоги и ощутимая налоговая нагрузка как раз на крупных предпринимателей, владельцев крупных активов и так далее. Но ситуация изменилась, возникли новые задачи, угрозы, выросла миграционная нагрузка, а вслед за этим выросли задачи в части социальных фондов, — пояснила эксперт.

По ее мнению, такие меры могут привести к оттоку внутренних инвестиций.

— Ведь выплата даже половины стоимости актива может привести к подрыву самого предприятия, потому что деньги придется брать из собственности, тогда не будет денег на инвестиции, — полагает аналитик.

Она также отметила, что рассчитывать на поступления из-за рубежа швейцарцам не следует.

— Швейцария потеряла статус «тихой гавани», ее привлекательность снизилась из-за истории с обнародованием данных активов российских держателей, китайцы также очень скептически смотрят на Швейцарию в этом контексте, — резюмировала аналитик.

Профессор налогового права из Университета Люцерна Андреа Опель полагает, что результаты плебисцита не пошатнули доверие состоятельных жителей к Швейцарии.

— В стране правила не меняются решением правительства за одну ночь — это всегда решение народа. Столь ясный и четкий исход голосования стал важным сигналом: бояться не стоит. Швейцария была и остается страной предсказуемой и стабильной в правовой сфере, — подытожила эксперт.

Лента

Все новости