Киев развязывает танкерную войну ради срыва переговоров


Фото: REUTERS/Yoruk Isik

Танкерная война в Черном море: новые удары по торговым судам

Атака на российский танкер Midvolga 2, перевозивший подсолнечное масло, стала очередным эпизодом нападений на гражданские суда в акватории Черного моря. Инцидент случился в 80 морских милях от турецкого побережья. Ранее, 28 и 29 ноября, беспилотные катера нанесли удары по двум танкерам под флагом Гамбии — Kairos и Viratа. Фактическую ответственность за эти инциденты приписывают спецслужбам Украины. Президент Турции Реджеп Эрдоган выразил глубокую озабоченность произошедшим. Владимир Путин охарактеризовал действия киевского режима как пиратство и пообещал, что Россия расширит список объектов для ударов по украинским портам и судам, заходящим в них. Эксперты полагают, что «танкерная война» — преднамеренная тактика Киева с целью сорвать мирное урегулирование и отвлечь внимание от проблем на фронте и коррупционных скандалов внутри страны.

Смещение целей

Атака на российское судно 2 декабря, как и предыдущие случаи, имела конкретную задачу — на фоне успешного продвижения российских сил на купянском и волчанском направлениях украинская сторона попыталась изменить информационный фон и перевести акцент на свои операции в Черном море. По мнению военного эксперта Дмитрия Болтенкова, сейчас акватория стала площадкой для демонстрации «громких медийных побед», которые, по замыслу Киева, должны сгладить неблагоприятную ситуацию в зоне СВО.

— По сути, мы наблюдаем попытку развязать «танкерную войну». Цель — создать угрозу для торгового судоходства и тем самым оказать экономическое и психологическое давление, — отметил он.

Эксперты, опрошенные «Известиями», сходятся во мнении, что Киев, совершая такие нападения, преследует несколько ключевых задач. Во-первых, попытка сорвать переговорный процесс, спровоцировав Москву на чрезмерно жесткий ответ. Во-вторых, усиление своих позиций в возможных мирных переговорах. И, в-третьих, переключение внимания общества с нарастающих проблем на линии соприкосновения и на коррупционные скандалы внутри самой Украины.

— Следует быть готовыми к тому, что Киеву и его западным партнерам для усиления своих «карт» потребуется всё чаще прибегать к радикальным шагам, выходящим за пределы непосредственной линии боевых действий, — отметил аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян.

Реакция Турции

Нападение на Midvolga 2, шедший из России в Грузию, произошло в 80 морских милях от турецкого побережья. Экипаж в составе 13 человек не пострадал, судно продолжило путь в порт Синоп. Инцидент подтвердило министерство транспорта и инфраструктуры Турции.

Атаки с применением беспилотных катеров и дронов становятся новой угрозой для судоходства. Ранее в Черном море были повреждены два танкера под флагом Гамбии — Kairos и Virat, оба выполняли рейсы в Новороссийск. 274-метровый Kairos, следовавший из Египта, был атакован в ночь на 28 ноября — экипаж эвакуировали. Virat получил два удара беспилотных катеров — 28 и 29 ноября. Несколько западных СМИ со ссылкой на источники в Службе безопасности Украины сообщили, что ответственность за эти нападения признала украинская сторона. По этим данным, для атак использовались морские беспилотники Sea Baby.

Президент Турции Реджеп Эрдоган выразил серьезную озабоченность эскалацией в Черном море.

— Удары по торговым судам в пределах нашей исключительной экономической зоны свидетельствуют о тревожном обострении ситуации. Мы никоим образом не можем оправдать эти нападения, которые угрожают безопасности судоходства, жизни и окружающей среде, — заявил Эрдоган.

Реакция президента России Владимира Путина была более резкой.

— Атаки на танкеры даже не в нейтральных водах, а в особой экономической зоне другого государства, третьего государства, — это пиратство, — заявил он, общаясь с журналистами на инвестиционном форуме ВТБ «Россия зовет!».

Путин подчеркнул, что в ответ на эти нападения Россия расширит номенклатуру ударов по украинским портам и по судам, заходящим в них. Глава государства также отметил, что в случае продолжения атак Москва может применить ответные меры в отношении судов стран, помогающих Киеву. Он добавил, что Украина не сможет заниматься пиратством, если ее отрежут от моря.

«Прямую связь видим и с попытками помешать текущим международным усилиям по приближению устойчивого мира», — говорится в комментарии официального представителя МИД РФ Марии Захаровой на сайте ведомства.

Дипломат считает, что такими терактами Киев стремится отвлечь внимание от коррупционного скандала внутри страны. Захарова также указала, что украинские спецслужбы фактически признались в причастности, опубликовав в своих СМИ видеосвидетельства произошедшего.

Удар по торговым партнерам

Эксперты отмечают, что атаки на танкеры представляют собой одновременно военную и экономическую агрессию, ударяющую не только по России.

— Эти действия Киева направлены прежде всего на подрыв нашего морского торгового трафика и ставит в неудобное положение Турцию, которая, несмотря на нормальные отношения с Москвой, оказывает Киеву военную помощь, — полагает Василий Дандыкин.

Нападения способны повлиять как на отношения Анкары и Киева, так и на глобальные торговые связи, считает экс-замминистра иностранных дел и заместитель генсека ООН Сергей Орджоникидзе.

— Подобные действия демонстрируют, что Украина — неблагонадежный партнер для построения серьезных и долгосрочных торговых отношений, — отметил он. — Танкеры — это критически важный инструмент доставки товаров. Когда транспортировка грузов срывается из-за террористических действий, это подрывает доверие к государству. Турция, как ключевой игрок и бенефициар черноморской торговли, безусловно, сделает соответствующие выводы.

Аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян предупреждает, что если международное сообщество не осудит подобные действия Украины, аналогичные инциденты могут повториться в других регионах, например, в акватории Балтийского моря, где курсируют танкеры с российской нефтью из портов Усть-Луга и Приморск.

Ответные меры

Специалисты сходятся во мнении, что эскалация в Черном море неизбежно вызовет жесткий ответ со стороны России. В частности, необходимо как можно быстрее вводить в строй собственные ударные беспилотные катера для поражения прибрежной инфраструктуры Украины — например, портов Одессы и Очакова, используемых для разгрузки западного вооружения, считает Василий Дандыкин.

Москва также может рассмотреть введение системы конвоев для сопровождения танкеров в опасных районах с применением быстроходных катеров, оснащенных дронами и легким вооружением, добавил Тигран Мелоян. Еще один вариант — размещение вооруженной охраны на борту судов, что потребует детальной проработки правовой базы и правил захода в иностранные порты.

Лента

Все новости