Посол РФ в Дании: Фареры ужесточают правила для судов РФ


Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Фареры угрожают разорвать рыбное соглашение с Россией — что будет дальше?

Руководство Фарерских островов призывает к полному прекращению сотрудничества с Россией, а российские суда, по словам посла в Дании Владимира Барбина, подвергаются дискриминации в нарушение соглашения 1977 года, сообщил «Известиям». Для нашей страны датская автономия прежде всего важна как перевалочный пункт: российские траулеры используют фарерские порты для перегрузки улова и пополнения запасов. По информации «Известий», сейчас ведется подготовка к 49-му заседанию Смешанной российско-фарерской комиссии по рыболовству, которое может пройти уже в декабре. Параллельно правительство Фарер лоббирует закон, дающий право вводить санкции против российских рыболовных компаний, что может сорвать продление соглашения и ударить по двусторонней торговле.

Фареры ужесточают правила для судов РФ

Фарерские острова — автономная часть Королевства Дания — на протяжении почти пяти десятилетий служат для российских судов ключевой перевалочной базой в Северной Атлантике. Но в последние годы местные власти постепенно ужесточивают режим для судов под российским флагом.

Руководство автономии все чаще выступает за полное разрывание сотрудничества с Россией и уменьшение зависимости от ее рынка, отметил «Известиям» посол России в Дании Владимир Барбин.

— Сотрудничество России с Фарерскими островами сегодня переживает не лучшее время. Вводятся ограничения в отношении наших рыбаков. Разрешение на заход в фарерские порты и получение там обслуживания имеют сегодня только те суда, которые задействованы в реализации действующего с 1977 года соглашения о взаимоотношениях в области рыболовства. Однако даже в этом случае экипажи наших судов подвергаются дискриминации, им запрещено покидать территорию порта, — сообщил посол.

На протяжении почти пяти десятилетий фарерские порты служили России перевалочной и сервисной базой в Северной Атлантике. Кроме того, по договору российским судам предоставлялось право ловить в фарерской зоне путассу, скумбрию и сельдь, что расширяло их промысловые возможности, а портовая инфраструктура обеспечивала обслуживание и ремонт. Однако 5 июля 2022 года характер сотрудничества изменился в сторону ухудшения.

Тогда власти островов запретили заходы в порты всем судам под российским флагом, оставив исключение только для рыболовных судов. Год спустя это ограничение стало распространяться и на суда, которые не ведут промысел строго в рамках двустороннего соглашения. Сейчас в портах разрешены лишь операции по смене экипажа, бункеровке, поставке припасов, а также выгрузке и перегрузке улова.

МИД Фарерских островов в ближайшее время не планирует менять условия взаимодействия.

— В соответствии с действующей на Фарерских островах правовой базой, рыболовные суда под флагом Российской Федерации могут заходить в фарерские порты, если они имеют лицензию, выданную в рамках двустороннего соглашения по рыболовству между Фарерскими островами и Российской Федерацией, при условии соблюдения ряда дополнительных требований, например, в отношении улова на борту, — сообщили «Известиям» во внешнеполитическом ведомстве.

Барбин подчеркнул, что в формировании внешнеполитических подходов Фарерские острова ориентируются на страны НАТО и ЕС и стремятся выстраивать похожую политику в отношении России. В составе 17-го пакета санкций 20 мая 2025 года Евросоюз применил рестрикции к российским рыболовным компаниям, действующим в северных морях — Norebo JSC и Murman Seafood. 7 июля к этим мерам присоединилась Норвегия, которая, как и Фареры, не является членом ЕС. В качестве основания для санкций приводятся обвинения в якобы причастности компаний Norebo и Murman Seafood к шпионской и «гибридной деятельности».

— Правительство Фарерских островов в этой связи продавило через парламент принятие законопроекта, позволяющего ему вводить санкции против российских компаний. Решение не было принято единогласно, — подчеркнул дипломат.

Критики такого шага указывали, что нововведения наносят ущерб экономике автономии, и отмечали отсутствие представленных доказательств причастности российских компаний к деятельности, отличной от рыболовства, уточнил российский посол. Все претензии основаны на оценках спецслужб Норвегии и органов ЕС, но не подкреплены судебными решениями или независимыми расследованиями.

— Все эти моменты ставят под удар соглашение о взаимоотношениях в области рыболовства 1977 года и могут привести к окончательному разрушению сложившихся между Россией и Фарерскими островами на протяжении многих десятилетий конструктивных взаимоотношений, — сказал Барбин.

Компании Norebo и Murman Seafood имеют лицензии на промысел в фарерской зоне. По сведениям фарерского государственного морского ведомства, 28 российских судов имеют разрешения на лов в водах автономии — это крупнейший иностранный флот в акватории. В список входит и Melkart-2 компании Murman Seafood. В 2023 году суда Melkart-3 и Melkart-5 той же компании выгрузили на Фарерах более 360 т рыбы.

Тем не менее правительство Фарер продолжает курс на ухудшение отношений с Россией. Окончательное голосование по упомянутому законопроекту было намечено на 2 декабря.

Фареры несут убытки

Соглашение между Россией и Фарерскими островами продлевается ежегодно с 1977 года. Дата проведения 49-й сессии Совместной российско–фарерской рыболовной комиссии в этом году пока не определена, однако, по словам представителей министерства рыболовства Фарерских островов, стороны держат контакт по этому вопросу.

— Заседания российско–фарерской рыболовной комиссии обычно проходят в конце ноября или начале декабря. Однако в этом году ожидается, что переговоры состоятся позже обычного из-за переноса заседания Совместной норвежско–российской рыболовной комиссии, — уточнили в ведомстве.

Младший научный сотрудник ИМИ МГИМО Никита Липунов считает, что в последние годы сохраняется риск непроdlения соглашения между РФ и Фарерами в результате политики автономии, что может иметь негативные последствия для обеих сторон.

По соглашению 1977 года Фарерские острова получают квоты от России на лов трески, пикши, камбалы и северной креветки в российской части Баренцева моря, что дает их флоту доступ к одним из богатейших промысловых районов. Соглашение также обеспечивает Фарерам стабильные торговые связи с российским рынком и загрузку местных перерабатывающих мощностей. По словам Барбина, если в 2021 году 24% фарерского экспорта приходилось на Россию, то в 2025-м этот показатель сократился до 8%.

Анализ датского нацбанка за 2024 год указывал, что Россия по-прежнему остается одним из крупнейших рынков для Фарер. После резкого спада в 2022 году экспорт в Россию восстановился: если не учитывать лосось, по объему рыболовные поставки приблизились к прежним уровням. В документе отмечалось, что именно Россия остается основным покупателем фарерской сельди и скумбрии, которые трудно перенаправить на другие рынки.

От ухудшения связей страдают не только экспортёры, но и порты. В докладе Университета Фарерских островов прямо указывалось, что ограничительные меры против России привели к резкому снижению активности российских судов в этих водах.

Это сказалось на отраслях, которые оказывали услуги флоту в Северной Атлантике, включая обслуживание судов в фарерских гаванях. В таком контексте возможные санкции против Norebo и Murman Seafood еще больше усугубят ситуацию.

— Если Фареры всё-таки пойдут на включение этих компаний в санкционный список, тогда появится вероятность, что двусторонней комиссии не удастся согласовать квоты на вылов рыбы на следующий год и таким образом продлить соглашение, — заметил Липунов.

Эксперт также отмечает ограниченное число альтернатив для перегрузки улова. Если фарерские порты станут закрыты для российских рыболовов, то судам придется либо возвращаться на российские причалы, либо перегружать в открытом море, что повлечет дополнительные риски, временные и финансовые издержки.

Лента

Все новости