ООН начала сокращать численность своих миротворческих сил в Ливане примерно на четверть, сообщила «Известиям» пресс-секретарь миссии Кендис Арбил. Это решение совпало с обострением ситуации на юге страны: израильская армия резко увеличила интенсивность авиаударов в этом районе. Официально такие действия объясняют необходимостью превентивного сдерживания, но фактически кампания направлена на усиление давления на Бейрут с целью ускоренного разоружения шиитских формирований. При этом в ООН заявили «Известиям», что не фиксировали попыток «Хезболлы» восстанавливать военную инфраструктуру, что расходится с заявлениями израильских властей.
Миротворцы уходят на фоне эскалацииООН приступила к поэтапному уменьшению контингента своих миротворцев в южной части Ливана. Дальнейшая судьба миссии получила определенность после решения Совета Безопасности ООН. Ранее совет единогласно одобрил резолюцию, по которой мандат миротворцев продлевается в последний раз — до 31 декабря 2026 года, а затем запланирован полный вывод персонала и завершение миссии.
— В результате сокращения бюджета в системе ООН ВСООНЛ (временные силы организации в Ливане. — Ред.) начали процесс уменьшения численности своего персонала примерно на четверть. Мы уже приступили к этому процессу, и ожидается, что он будет завершен к началу 2026 года, — рассказала «Известиям» пресс-секретарь миссии Кендис Арбил.
По сведениям Организации Объединенных Наций, на 20 ноября 2025 года в составе ВСООНЛ насчитывалось 9,9 тыс. миротворцев — показатель, который отражает начало сокращения численности миссии. Ранее контингент насчитывал 10,5 тыс. военнослужащих.
Решение о сокращении принимается на фоне нарастания напряженности вдоль израильско-ливанской границы. ЦАХАЛ в течение последнего года усиливал удары по объектам на юге Ливана, утверждая, что таким образом препятствует восстановлению военной мощи «Хезболлы». По данным Тель-Авива, с момента вступления в силу прекращения огня 27 ноября 2024 года израильские силы ликвидировали более 370 сторонников движения «Хезболла» и близких к нему группировок. При этом ЦАХАЛ продолжает удерживать контроль над пятью стратегическими позициями на ливанской территории.
Впрочем, в ООН сообщили «Известиям», что не заметили попыток «Хезболлы» восстановить военную инфраструктуру.
— За прошедший год миротворцы не наблюдали какой-либо военной деятельности со стороны «Хезболлы» или других негосударственных акторов в нашей зоне операций между рекой Литани и «Голубой линией». Мы не фиксировали восстановления несанкционированной военной инфраструктуры или повторного ввоза несанкционированного вооружения, — уточнила Кендис Арбил.
Эти данные расходятся с заявлениями израильских военных, которые настаивают, что движение пытается восстановить свои возможности вопреки достигнутым договоренностям.
«Хезболла» не намерена складывать оружие30 ноября вокруг Ливана прозвучал громкий политический сигнал: в страну с апостольским визитом прибыл Папа Римский Лев XIV. В аэропорту Бейрута понтифика встречали президент Джозеф Аун, спикер парламента Набих Берри и глава правительства Наваф Салам. Ливанские власти, которые переживают серьезный экономический кризис, все больше опасаются, что Израиль может значительно расширить военные операции в ближайшие месяцы.
Генсек «Хезболлы» Наим Касем уже заявил, что удары Израиля «не могут продолжаться бесконечно», и подчеркнул, что режим прекращения огня распространяется лишь на юг страны. Он снова отверг возможность разоружения севернее Литани и подтвердил, что движение не намерено отказываться от оружия, которое считает необходимым для защиты Ливана.
Израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху, напротив, предупредил, что не допустит перевооружения «Хезболлы». Позиция США также предполагает давление на Бейрут с целью добиваться более активного разоружения шиитских формирований в стране.
Отставной бригадный генерал ливанской армии Джордж Надер в интервью «Известиям» отметил, что попытки Израиля вмешаться в процесс разоружения способны привести к серьезным и разрушительным последствиям не только для «Хезболлы», но и для всего Ливана. По его словам, именно поэтому стране необходимо самостоятельно разработать внутренний план действий и не позволить внешним игрокам навязывать свои решения. Главная задача правительства и политических сил, по его мнению, — выработать национальный механизм урегулирования, не допуская насильственного навязывания условий со стороны Израиля.
Напомним, 5 сентября правительство Ливана рассматривало предложенный армией план по установлению государственной монополии на владение оружием до конца 2025 года. Документ предполагает поэтапное разоружение всех структур, включая «Хезболлу». Кабинет надеется договориться с движением, чтобы избежать риска повторения гражданской войны. Однако внутри правительства уже возникли разногласия: представители «Хезболлы» критиковали план как ошибочный. Наим Касем заявил, что организация будет действовать, «как будто никаких решений не принималось».
Официальный Бейрут подчеркивает, что армия может объявить южные районы свободными от вооружения движения в 2025 году, при этом намерена не проводить обыски в частных домах, чтобы избежать внутренней эскалации.
Несмотря на действующее перемирие, удары продолжаются как в южных районах, так и в долине Бекаа. Ливанские власти указывают, что менее чем за год в результате израильских атак погибли более 300 человек, почти 600 были ранены, а число нарушений режима прекращения огня превысило 5 тыс.
Эскалация затронула и столицу: израильские силы 23 ноября сообщили об устранении высокопоставленного командира «Хезболлы» Хайсама Табтабаи на окраинах Бейрута, несмотря на перемирие.
Попытки стабилизировать обстановку сосредоточены вокруг пятистороннего механизма, в который входят Ливан, Израиль, США, Франция и ООН. Процесс возглавляет Вашингтон, Париж выступает сокуратором, а Лондон и Берлин направили наблюдателей. Однако «Хезболла» отвергает любые инициативы, которые считает обслуживающими интересы Израиля, и настаивает, что вопросы вооружений не могут решаться под международным давлением.
На этом фоне уменьшение контингента ООН добавляет еще один фактор неопределенности для юга Ливана, где сохраняются риски возобновления полномасштабных боевых действий.