Президент Франции объявил о возвращении добровольной службы в армии, стартующей уже следующим летом. В первый год планируется принять от 2 до 3 тыс. человек, а впоследствии набирать по 50 тыс. добровольцев ежегодно. Служба будет длиться десять месяцев, а зарплата составит «до нескольких сотен евро». До этого начальник Генштаб вооруженных сил Франции заявил, что военные должны быть «готовы к столкновению с Россией через три-четыре года». Подробности — в материале «Известий».
Нужна мобилизация«Молодые люди жаждут свободы и преданности делу... Есть поколение, готовое подняться за Отечество», — заявил президент Франции Эммануэль Макрон, объявляя о введении в стране со следующего лета добровольной военной службы.
По задумке властей она будет длиться 10 месяцев, в течение этого времени добровольцы будут получать пособие в размере нескольких сотен евро. Глава государства отметил, что основу добровольной армии должны составить молодые люди 18–19 лет.
«Мы не можем вернуться к временам воинской повинности, но нам нужна мобилизация», — подчеркнул глава государства. При этом он добавил, что «в случае серьезного кризиса» парламент может «разрешить использование дополнительных ресурсов помимо добровольцев».
Власти планируют в первый год принять от 2 тыс. до 3 тыс. человек, а впоследствии набирать до 50 тыс. добровольцев ежегодно.
Официально Франция отменила обязательную военную службу в 1997 году. Тогда предусматривалось поэтапное завершение призыва: обязательной военной службе подлежали только мужчины, родившиеся до конца 1978 года. Последним годом призыва стал 2001-й, тогда в армию набрали 23 тыс. человек, которые служили шесть месяцев вместо десяти.
После отмены обязательной военной службы республика сделала ставку на контрактную армию. В настоящее время численность профессиональной армии во Франции составляет порядка 200 тыс. человек. Помимо этого, есть резервисты и гражданский персонал министерства обороны.
Профессор СПбГУ Наталья Еремина в разговоре с «Известиями» отмечает, что решения, которые принимает Макрон, связаны с продолжающейся милитаризацией общественной жизни.
— Милитаризация уже происходит по всем направлениям. Кроме того, ставится задача укомплектовать и расширить штаты таких гражданских служб, как пожарные части, жандармерия, идет привязка гражданских секторов к военным секторам, и в общем-то даже ставится задача привлечения специалистов из гражданских секторов, таких как, например, сфера IT в армию, — пояснила эксперт.
Политолог считает, что в армии появятся мотивированные молодые люди.
— За 10 месяцев можно получить специалиста по конкретным задачам, в решении которых нуждается французская армия. Молодежи это может помочь решить вопрос с карьерой, потому что они будут обеспечены жильем, питанием и к тому же будут получать дополнительные выплаты, — указывает специалист.
По мнению аналитика, французские власти могут в будущем расширить эту программу на другие возрастные категории граждан, а также увеличить срок службы.
— Армия во Франции становится способом трудоустройства, карьерного роста и гарантированных выплат, — полагает Еремина.
Вооружиться против РоссииВ конце июля 2025 года во Франции обнародовали новую национальную стратегию, значительная часть которой посвящена угрозе со стороны России. Авторы публикации обвиняют Москву в ведении «гибридной войны» против Европы.
Они также признают, что французская армия «отстает от новых вызовов», в то время как она должны быть готова не просто к «наращиванию усилий», а к конфликту высокой интенсивности — возможно, в самой Европе.
В публикации отмечается необходимость реформировать традиционные вооруженные силы во Франции, увеличить военное производство, усилить логистику, создать стратегические резервы, усовершенствовать системы ПВО и киберобороны.
Авторы стратегии подчеркивают важность защиты «пространств общего использования»: моря, космоса, киберпространства, и прежде всего информационного поля. По их мнению, Россия активно действует в этом новом измерении войны — в цифре, в умах, в восприятии.
Согласно французской стратегии нацбезопасности, новая форма службы сможет укрепить национальную сплоченность и создать дополнительный резерв, который можно будет мобилизовать в случае кризиса. В конце октября начальник Генштаба вооруженных сил Франции генерал Фабьен Мандон призвал военных подготовиться к столкновению с Россией, которое, по его мнению, может произойти через три-четыре года.
Макрону нужно исправлять рейтингЗаведующий сектором региональных проблем и конфликтов ИМЭМО РАН Павел Тимофеев в беседе с «Известиями» отметил, что французское руководство активно обращается к теме «российской угрозы».
— Оно говорит о переходе к «военной экономике», хотя это не так, предупреждает, что французы должны готовиться к «потере своих детей», активно призывает европейцев сплотиться перед лицом России. Однако текущие финансовые возможности не позволяют Франции нарастить военный потенциал настолько, чтобы сделать ее лидером в ЕС в плане борьбы с «российской угрозой», да и в целом такого стремления у французов нет, — пояснил политолог.
По его словам, нынешняя риторика французского президента необходима для консолидации общества, поскольку поднимает его статус как гаранта безопасности страны, позволяет изымать дополнительные финансовые средства налогоплательщиков в рамках «заботы о безопасности страны», а также стигматизировать всех тех политических оппонентов, кто высказывается за диалог с Россией.
По его мнению, в такой ситуации можно укрепить армию.
— Но призыв был отменен в 1996–2001 годах, и единого порыва французов восстановить его не видно, поэтому призыв добровольцев должен увеличить численность армии, не увеличивая при этом трат на контрактников. Впрочем, медийный эффект есть, и никто не посмеет обвинить президента Макрона в том, что он не заботится о безопасности страны, — полагает аналитик.