Супруга осужденного испанского наркобарона Оксана Зубарева в ближайшее время предстанет перед судом по громкому делу о задержании судна с почти 10 тоннами кокаина на борту в Кабо-Верде. Ее арест стал возможен только после возвращения на родину капитана и моряков — членов команды. Подробности расследования — в материале «Известий».
Окончательно обвинениеВ Генеральной прокуратуре РФ на прошлой неделе утвердили обвинение 51-летней россиянке Оксане Зубаревой по статье о покушении на незаконный сбыт наркотиков в особо крупном размере.
Фото: vk.com/Оксана Зубарева Оксана ЗубареваПо версии следствия, в ноябре – декабре 2018 года Зубарева и подданный Королевства Испания, чье дело выделено в отдельное производство, «действуя в составе международной организованной группы, осуществляющей незаконный оборот наркотических средств, на территории России подобрали и наняли экипаж грузового судна ESER» .
Следствие установило, что обвиняемая координировала действия соучастников из Белгородской области.
«По указанию обвиняемой, координирующей из Белгородской области действия соучастников, судно, находясь в открытом море, сменило курс», — говорится в пресс-релизе Генпрокуратуры.
Далее, у побережья одной из стран Латинской Америки экипаж принял на борт от неустановленных лиц 8,7 т чистого кокаина (с учетом примесей 9,5 т), после чего судно направилось в порт назначения — Королевство Марокко.
Однако в планы наркомафии вмешался случай.
«В связи со смертью одного из находящихся на борту, судно с кокаином было вынуждено зайти в порт города Прая в Республике Кабо-Верде, где в конце января 2019 года вместе с членами экипажа было задержано местной полицией», — говорится в пресс-релизе.
В 2020 году суд в Кабо-Вербе вынес приговор членам экипажа. «Судом округа Праи соучастники во главе с капитаном осуждены за незаконный оборот наркотиков».
В сообщении надзорного ведомства отмечается, что «расследование в отношении иностранных соучастников продолжается». Это указывает на то, что международная составляющая этого громкого дела о наркотрафике еще не закрыта.
Кто такая ЗубареваДело о контрабанде такого гигантского объема кокаина стало одним из самых резонансных за последние годы. Расследование шло в течение пяти лет в нескольких странах. К процессу подключились и российские следователи — в Белгороде была арестована Оксана Зубарева, которую следствие считает ключевым посредником в организации перевозки наркотика на судне ESER. Она без преувеличения один из самых важных людей в галисийском наркокартеле, об этом говорят собранные в нескольких странах доказательства по уголовному делу.
О фигурантке расследования известно, что она имеет взрослого сына от испанского бизнесмена Альфонсо Хункаля Сантоса, который в 2007 году был арестован и осужден в рамках операции «Вспышка», направленной против членов галисийско-колумбийского наркокартеля.
Автор цитаты
В 2010 году испанская прокуратура потребовала огромных тюремных сроков — в сумме почти 1900 лет — для 32 членов международного наркокартеля, базировавшегося в Галисии. Эта преступная группа, связанная с печально известным кланом «Чарлинес» (Los Charlines), годами занималась масштабным ввозом кокаина из Колумбии в Европу. Ключевым обвиняемым был именно Альфонсо Хункаль Сантос, следствие считало его финансовым «мозгом» и логистом всей операции. Также он отмывал деньги мафии. Для поставок Хункаль использовал свой легальный бизнес (включая рыболовную компанию Nanton и недвижимость) как прикрытие для отмывания миллионов евро, полученных от наркоторговли. Спайка галисийской мафии с колумбийскими поставщиками приносила астрономический доход партнерам. Они использовали современные суда, в частности судно SVE Viking, способные перевозить до 5000 кг кокаина за один рейс. Наркотики перевозились через Атлантический океан, а затем перегружались на меньшие лодки у побережья Галисии для выгрузки на берег. Следствие доказало несколько успешных рейсов, в ходе которых в Европу было ввезено не менее 9 тонн кокаина.
По одной из версий, она могла участвовать в авантюре с ESER, чтобы восстановить пошатнувшееся после ареста мужа семейное благосостояние. К слову, чета большую часть времени проживала в России.
Бизнес-империя Хункаля, включавшая рыболовство и недвижимость, была, по версии следствия, лишь прикрытием для отмывания денег. В национальных СМИ Зубареву упоминали как подозреваемую в сокрытии активов мужа. Всего центров по отмыванию денег испанская полиция выявила три, рассказал источник в правоохранительных органах «Известиям». В Галисии девять компаний, главная из которых Ecolive World sl., были связаны с активами в Панаме, Мексике, Колумбии, Румынии, Гвинее-Бисау и России. В Малаге Final Destination sl. (под контролем братьев-испанцев Мансур) — эта сеть занималась дистрибьюцией наркотиков и отмыванием денег в Европе. В Мадриде были сосредоточены финансовые инструменты мафии — более 40 фирм, связывающих испанские активы с Доминиканской республикой и Панамой. Это крыло международного преступного сообщества контролировал «кошелек мафии» Леопольдо Луис Ардура Ганседо.
По словам источника «Известий», знакомого с ходом расследования, Зубарева оплачивала аренду автомобилей и отелей в Нидерландах, Испании, Португалии, Бразилии, Уругвае и Аргентине. Она осуществляла расчеты с рядом лиц, включая граждан Вьетнама Нгуен Тхи Зуена и Чыонг Тхи Ми Ханя, которые, по данным банков, проводили сомнительные операции на сумму свыше 26,8 млн рублей, позже была еще одна транзакция на сумму около 90 тысяч долларов. Также со счетов Зубаревой проходили переводы гражданину Сирии Мураду М. и гражданину Афганистана Саиду Н. Согласно данным испанского расследования, иностранец может быть связан с запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (выезжал в Сирию для сбора денежных средств).
Как готовили кокаиновый рейсПодготовка рейса началась в 2018 году. В марте в Панаме регистрируется компания Ecolive, заявленной деятельностью которой была переработка отходов. Летом Зубарева регистрирует в Белгороде ООО «СНАД», которое практически не ведет деятельности. По версии следствия, осенью Зубарева по просьбе панамского партнера Хавьера Ортиса Оламенди нанимает через капитана Сергея Котловского российский экипаж для судна ESER.
Приобретенное в Турции судно направляется в Панаму. На оборудование и подготовку к приему наркотиков на борт ушло 640 тыс. евро. Деньги пришли со счетов фирм-прокладок из Мексики, России, а также от физических лиц. Перед сделкой по каналам мафии было перечислено еще 270 тыс. евро, на которые была приобретена недвижимость и автомобили (это одна из схем легализации преступных доходов), еще 400 тыс. евро были внесены наличными, которые передавались в номерах отелей.
— Есть версия, что после завершения своей миссии судно могло быть затоплено, — рассказал источник.
Опасный маневрВ конце 2018 года судно ESER с российским экипажем следует вдоль побережья Южной Америки. У принадлежащего Венесуэле необитаемого острова Тортуга судно окружают вооруженные люди на скоростных лодках (на одной — пулеметная турель) и загружают на борт мешки с кокаином, якобы против воли команды. По версии капитана Котловского, Зубарева по спутниковой связи подтвердила, что это «заказчики», и приказала следовать в Марокко.
В январе 2019-го на пути в Африку на борту умирает старпом. Капитан принимает решение зайти в ближайший порт на Кабо-Верде. 31 января 2019-го в порту Прая ESER обыскивают и изымают рекордную партию кокаина весом 9,5 тонны. Экипаж арестован. Процесс над ними длился с 2019 по 2024 год: все 12 членов экипажа признаны виновными судом Кабо-Верде. Капитан Котловский получил 12 лет. Двое моряков умерли в тюрьме.
Ранее в прессе капитан и члены экипажа были представлены как непричастные к преступлению лица. Однако есть и версия не в пользу капитана и его команды.
— Дело в том, что запрашивался биллинг сотовых и спутниковых телефонов с судна сразу после задержания, — рассказал собеседник «Известий». — По этим данным видно, что вооруженные катера вовсе не брали корабль на абордаж, судно дожидалось их в определенной точке, выписывая восьмерки, то есть «зависло» в одном квадрате, чтобы запаздывающие катера подоспели вовремя.
Весной 2024 года оставшиеся 10 моряков во главе с Котловским были освобождены условно-досрочно и депортированы в Россию. Их возвращение открыло возможность для допросов и очных ставок. Уже в августе после очной ставки с Котловским Оксана Зубарева была задержана. Белгородский областной суд арестовал ее по обвинению в покушении на сбыт наркотиков в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ). Ей грозит до 15 лет лишения свободы.
Забытые статьиЗадержание груза кокаина может быть связано с разработкой агентов американского Управления по борьбе с наркотиками (DEA). Представители этой службы прибыли в Кабо-Верде сразу после задержания судна — так бывает, когда поставка негласно контролируется изначально.
— У меня много вопросов к обвинению, — прокомментировал «Известиям» ситуацию с направлением в суд дела Зубаревой бывший руководитель следственного подразделения МВД Сергей Пелих, занимавшийся на начальном этапе делом ESER. — Например, почему Зубаревой не инкриминировали статью об участии в преступном сообществе (ст. 210 УК РФ). Доказательства, в том числе собранные иностранными коллегами, говорят о ее осведомленности в делах картеля и далеко не рядовой роли в организации. Насколько мне известно, ее должны были проверить на другие эпизоды. Также без правовой оценки остались возможные действия подследственной, связанные с легализацией преступных доходов мафии и отмыванием денег галисийских мафиозных семей.
В частности, существовала обоснованная версия об участии женщины в других делах своего супруга — так, она фигурировала в расследовании контрабанды кокаина на судах компании ее супруга. Он напомнил, что женщина зарегистрировала в Белгородской области компанию «Нантон» (по аналогии с компанией мужа), которая могла быть использована для отмывания преступных доходов.