Тайвань рассчитывает на углубление военного сотрудничества с США, заявили «Известиям» в минобороны острова. Накануне стало известно, что Тайбэй дополнительно выделит $40 млрд на создание мощной системы ПВО для защиты от китайских БПЛА и ракет. Кроме того, сенат США принял законопроект о пересмотре давних ограничений на официальные контакты с Тайванем, в то время как визиты даже третьих лиц острова вызывали жесткую реакцию со стороны Пекина. К чему может привести обострение вокруг Тайваня — острова, который в законодательстве Китая числится среди прочих провинций страны, — в материале «Известий».
Тайвань укрепляет свою оборонуВласти Тайваня надеются на расширение военных связей с Соединенными Штатами, сообщили «Известиям» в министерстве национальной обороны острова.
— Министерство обороны приветствует все действия США, направленные на укрепление нашей обороны и безопасности. Мы рассчитываем на углубление наших военных обменов (взаимные визиты и наблюдение за военными учениями. — «Известия»)
Уже сейчас Тайбэй получает от Вашингтона разведданные и технологии, благодаря которым на острове мониторят любые виды военной активности материкового Китая, в том числе учения, и планируют последующие шаги. В апреле 2024-го США и Тайвань совместно проводили военно-морские учения в западной части Тихого океана; по понятным причинам официальных заявлений о них не делалось.
Похоже, в Вашингтоне также готовы поставлять на остров необходимое вооружение. Накануне стало известно, что администрация Тайваня формирует допбюджет в $40 млрд на закупки вооружений у США.
— Этот знаменательный пакет не только профинансирует значительные новые закупки вооружений у Соединенных Штатов, но и значительно усилит асимметричный потенциал Тайваня. Тем самым мы стремимся укрепить оборонное сдерживание, внося больше затрат и неопределенности на фоне принятия Пекином решений о применении силы, — заявил глава администрации острова Лай Циндэ.
По его словам, перед островом стоит задача создать многоуровневую систему ПВО T-Dome для защиты граждан от ракет, беспилотников и боевых самолетов КНР. Ранее он говорил о намерении довести оборонные расходы до 3% ВВП к 2026 году и до 5% ВВП к 2030-му.
На прошлой неделе Вашингтон подтвердил продажу Тайваню ЗРК NASAMS стоимостью почти $700 млн, а ранее стороны договорились о поставках истребителей и авиационных запчастей на $330 млн. В октябре Тайбэй объявлял о намерении закупить четыре модернизированных комплекса Patriot PAC-3 MSE. По оценкам китайских военных специалистов, общий объем американских военных поставок на Тайвань за последние годы превысил $70 млрд. Такое финансирование осуществляется на основании двух документов, принятых в США еще в конце XX века: закона об отношениях с Тайванем и акта Шести гарантий.
В то же время передача Вашингтоном на остров особо мощного вооружения теоретически может спровоцировать острое противостояние с КНР, поэтому маловероятно, что Пентагон пойдет на такой шаг, сказал «Известиям» заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин.
— Не думаю, что США будут поставлять какое-то более мощное оружие, потому что это, вероятно, может привести к потенциальному столкновению. А ни США, ни Китай этого не хотят, — говорит эксперт.
Обострится ли тайваньский вопросНеделю назад сенат США одобрил законопроект о пересмотре давних ограничений на официальные контакты с Тайванем. По сути, это очередной шаг к тому, чтобы первые и вторые лица США могли публично посещать Тайбэй. На протяжении более четверти века законодательство Вашингтона ограничивало общение официальных американских чиновников с их тайваньскими коллегами.
Подписание документа само по себе не означает немедленный резкий рост официальных визитов между США и Тайванем, поскольку окончательное решение останется за администрацией США, отметила в разговоре с «Известиями» научный сотрудник ИКСА РАН Анна Волошина. При этом формально Вашингтон сохраняет приверженность принципу «одного Китая»: ни при республиканцах, ни при демократах Белый дом не признавал независимость острова. По мнению Сергея Луконнина, действия США направлены на создание как можно большего числа точек напряжения вокруг Китая, которыми можно было бы пользоваться для ограничения его развития.
— Однако в этом году команда Трампа взяла «тактическую передышку», избегая чрезмерно «громких», провокационных для Пекина шагов на тайваньском направлении, дабы не подорвать ход переговоров по торговым и экономическим вопросам с Китаем, — напоминает Волошина.
Россия не раз критиковала западные действия в отношении Тайваня, включая наращивание островом современных вооружений, называя это проявлением цинизма на фоне заявленной приверженности концепции «одного Китая».
Очевидно, что законопроект не мог понравиться Пекину, и, возможно, он обсуждался в ходе недавнего телефонного разговора Си Цзиньпина и Дональда Трампа. По данным МИД Китая, лидер КНР заявил, что возвращение Тайваня в состав Китая — «неотъемлемая часть послевоенного международного порядка», сформировавшегося во время совместной борьбы США и Китая против «фашизма и милитаризма».
Напряженность вокруг Тайваня сохраняется с момента визита в начале августа 2022 года на остров Нэнси Пелоси, тогдашнего спикера палаты представителей США. Китай, рассматривающий Тайвань как часть своей территории, раскритиковал визит как поддержку американцами тайваньского сепаратизма и провел обширные военные учения.
Схожая реакция повторилась и в этом году, когда 30 марта глава Пентагона Пит Хегсет завершил первую поездку по Азии с визитами в Манилу и Токио. Глава Пентагона пообещал укрепить военный союз США с Филиппинами, чтобы "восстановить сдерживание" и противодействовать "китайской агрессии" в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В Токио он назвал Японию "незаменимым партнером в сдерживании военной агрессии коммунистического Китая, в том числе через Тайваньский пролив".
Ответ Пекина последовал быстро. 2 апреля китайские вооруженные силы приступили к учениям «Гром в проливе – 2025А» вблизи Тайваня для отработки ударов по портовой и энергетической инфраструктуре острова. Интересно, что в Токио недавно открыто заявили о готовности поддержать США, если конфликт вокруг Тайваня перерастет в вооруженное столкновение. Новый премьер-министр Санаэ Такаити выразила готовность к военному вмешательству в случае нападения КНР на Тайвань.
Несмотря на подобные публичные заявления, в ближайшей перспективе крупномасштабных военных действий в отношении Тайваня, по мнению Сергея Луконнина, ожидать не следует.
— Понятно, что материковый Китай не пойдет ни на какие военные действия в отношении Тайваня, а эскалация будет, вероятно, если американцы будут предпринимать какие-то, по мнению Китая, агрессивные действия. Тогда материковый Китай, естественно, не откажется от возможности блокады, проведения морских учений или пролета каких-нибудь дронов над Тайванем. Но это достаточно локальные события, — уточняет эксперт.
В значительной степени поэтому американские чиновники сейчас воздерживаются от публичных визитов на остров — ни одна сторона не заинтересована в вооруженной эскалации, соглашается Анна Волошина. Она напомнила, что Тайвань лидирует в производстве передовых микрочипов, а по морским маршрутам у острова проходит до половины мирового контейнерного флота. Следовательно, любая чрезвычайная ситуация вокруг Тайваня нанесла бы серьезный удар по глобальной экономике.
— Экспертными центрами выдвигаются гипотетические оценки — так, по мнению Bloomberg, ВВП мировой экономики может сократиться на 5% в случае блокады острова и на 10% в случае военного конфликта, — поясняет эксперт.
Тем не менее США, вероятно, продолжат продвигать инициативы по укреплению связей с Тайванем, особенно в военной и безопасностной сферах. В будущем это может усилить трения по тайваньскому вопросу и поднять уровень напряженности в проливе, однако открытой военной конфронтации, по мнению Волошиной, стороны стремиться не будут.