Технокорпорации Кремниевой долины разрабатывают ГМО‑детей


Фото: Global Look Press/Jens Kalaene

Выбирают ли миллиардеры детей по IQ и росту? Скандал в США

Выбор эмбрионов для ЭКО по таким параметрам, как IQ и рост, уже стал реальностью в США. Этими возможностями — а также услугой по «назначению» пола будущего ребенка — активно пользуются состоятельные клиенты, среди которых и Илон Маск, выяснили журналисты «Известий». Миллиардеры инвестируют в разработку коммерческих технологий для рождения «улучшенных» детей, сообщало издание The Wall Street Journal. Корреспондентам «Известий» удалось пообщаться с представителями компаний, упомянутых в скандальном материале, и узнать подробности их работы из первых уст. О том, зачем американские миллиардеры обращались к китайскому ученому, первому в мире «создавшему» детей с генетической устойчивостью к ВИЧ, а также что рассказал отец Илона Маска о технологиях, которые, по его словам, использовались при рождении нескольких детей предпринимателя, — в нашем материале.

Сортировка эмбрионов для ЭКО

Рекламный билборд в нью-йоркского метро прямым текстом предлагает: «Роди своего лучшего ребенка! IQ на 50% зависит от генов! Рост — на 80%!». Будущим родителям компания предлагает так называемое ЭКО-плюс — возможность не просто зачать ребенка в пробирке, а выбрать из нескольких по желаемым параметрам.

В США разгорается скандал, связанный с закрытыми генетическими исследованиями человеческих эмбрионов. В ноябре журналисты издания The Wall Street Journal опубликовали расследование деятельности нескольких стартапов, которые разрабатывают технологии, позволяющие выбирать наиболее генетически «чистых» будущих детей. И даже проводить генную модификацию «материала», чтобы получить потомство, например, с более высоким IQ или ростом.

Как указано в статье американских журналистов, в стране сформировался своего рода закрытый клуб для богатых, участники которого обсуждают перспективы «евгеники» и, вероятно, уже используют возможности науки для улучшения потомства. Основными инвесторами в эту сферу издание называет известного криптомиллиардера, главу компании Coinbase, Брайана Армстронга, а также генерального директора OpenAI Сэма Альтмана.

Среди клиентов генетиков «засветился» и знаменитый Илон Маск, сообщили американские СМИ. А недавно его старший ребенок, 20-летняя Вивиан Дженна Уилсон, совершившая так называемый гендерный переход (ЛГБТ-движение признано экстремистским и запрещено в РФ), заявила в одной из соцсетей, что мужчиной она была «назначена» при рождении — это «товар, который был куплен и оплачен». По данным СМИ, ее отец использовал ЭКО для рождения восьми из своих 14 детей и все они должны были быть мальчиками. Однако, по словам отца бизнесмена, таких было только четыре.

— С помощью ЭКО можно выбрать пол ребенка — мальчика или девочку. Это очень интересно, потому что обычно это невозможно. Илон выбрал этот путь, и многие другие люди с финансовыми возможностями тоже идут по нему. На самом деле от процедур ЭКО у него родились и мальчики, и девочки. Это просто миф, что он выбирал только мальчиков, — сказал «Известиям» Эррол Маск.

Сама возможность создания ГМО-детей напоминают мир будущего из антиутопий. Вместе с этическим противоречиями, эти технологии несут и несомненную пользу, уверены ученые. Например, могут избавить людей от бесплодия или наследственных болезней. Корреспондентам «Известий» удалось пообщаться с представителями компаний, упомянутых в материале, и узнать из первых уст об их деятельности.

По словам основательницы стартапа Manhattan Project Кэти Тай, разрабатываемая ею технология позволит родителям не передавать свои детям наследственные болезни. Это направление внимательно регулируется властями и разработчик находятся с ними в контакте.

— Прежде всего нам необходимо больше общаться с регулирующими органами и обществом, чтобы объяснять возможности технологии и формировать корректные рамки ее применения в медицине. Сейчас мы на ранней стадии — создаем наборы данных, проводим исследования, чтобы показать регуляторам, насколько безопасными и эффективными могут быть новые методы редактирования генов для устранения заболеваний на стадии эмбриона. Когда нормативная база изменится, технология может стать доступной в тех странах, где ее одобрят, — сказала Кэти Тай.

По словам предпринимательницы, выбор эмбрионов с наилучшими свойствами и отбраковка нежелательных кажется ей неправильным. Гуманнее «спасать» их с помощью генного редактирования. Клиническое применение таких технологий сейчас в США запрещено, однако возможны лабораторные исследования.

— В США существуют исключения для научных групп, которые проходят соответствующее одобрение и работают с человеческими эмбрионами или эмбриональными стволовыми клетками с соблюдением строгих правил. Поэтому научные исследования возможны. А вот клиническое применение — пока нет, — сказала она.

Исследования Manhattan Project направленны на устранение заболеваний, но не на «улучшения» породы, так как компания не занимается повышением интеллекта, изменением внешности или других нефункциональных характеристик, подчеркнула в разговоре с журналистами «Известий» Кэти Тай.

Генная терапия

Интересно, что по данным различных СМИ, предпринимательница была замужем за знаменитым китайским ученым, пионером генного редактирования человека Хэ Цзянькуем. Он автор первого успешного эксперимента по модификации близнецов, которые в результате его вмешательства родились устойчивыми к ВИЧ-инфекции.

Кэти Тай отказалась комментировать их отношения, сам генетик в разговоре с «Известиями» рассказал, что получал от некоей канадки (у главы Manhattan Project также канадское гражданство) выгодное предложения о разработке коммерческой технологии получения детей с нужными свойствами. И есть множество косвенных свидетельств, что это могла быть именно Кэти Тай.

Недавно в Пекин приехала одна красивая богатая женщина. Она пригласила меня на ужин в дорогой ресторан и предложила несколько миллионов долларов, чтобы открыть бизнес в США — услуги для сверхбогатых семей: создание детей с «высоким IQ», улучшенной внешностью или «улучшенной» генетикой. Я отказался. Это не то, чем я хочу заниматься. Моя цель — помогать людям избавляться от болезней. Я категорически против повышения IQ с помощью генного редактирования, — сказал журналистами «Известий» Хэ Цзянькуй.

Выбирать эмбрионы ради высокого IQ — научно неверно и морально неприемлемо. Успех человека зависит не от IQ, а от семьи, любви, поддержки общества. Компании, особенно финансируемые из Кремниевой долины и работающие частично на Ближнем Востоке, уже тайно проводят эксперименты по созданию детей с высоким IQ, что недопустимо, подчеркнул ученый.

По сего словам, сейчас генная терапия в США стоит около $1–2 млн за человека, это абсурдно дорого. Но если делать редактирование на уровне эмбриона, процедура стоит всего несколько тысяч, и она доступна большинству семей. Поэтому через несколько лет правительства начнут делать это частью национальных программ и предлагать бесплатно, чтобы семьи могли избавиться от наследственных заболеваний, добавил он.

По его словам, в настоящее время генная терапия в США обходится примерно в $1–2 млн на человека, что делает ее крайне дорогой. Однако редактирование на уровне эмбриона стоит всего несколько тысяч долларов и становится доступным для большинства семей. Через несколько лет правительства могут включить такие процедуры в национальные программы и предлагать их бесплатно, чтобы помочь семьям избавиться от наследственных заболеваний, добавил он.

Настройка IQ

Однако, по словам начальника лаборатории компании Herasight Джастина Шлида, их технология позволяет уже сейчас подбирать эмбрионы, не только лишенные наследственных болезней, но и потенциально обладающие более высоким IQ и ростом. Речь идет о материалах для ЭКО, которые исследуют на различные генетические риски.

— После анализа на опасные мутации мы проверяем остальные эмбрионы на полигенный риск, включая заболевания, такие как диабет, сердечно-сосудистые заболевания, а также даже такие факторы, как рост и IQ, — сказал ученый.

По его словам, специалисты никак не влияют на решение будущих родителей, какой эмбрион выбрать. Например, некоторые семьи могут беспокоиться о сердечно-сосудистых заболеваниях и предпочесть эмбрион с их наименьшим риском. Другие — искать генный вариант с определенными чертами. И если в семье есть слишком высокие люди, то родители выбирают эмбрион со средним ростом. При этом «неудачные попытки» с заболеваниями часто просто выбрасывают.

Кроме изучения свойств и отбора эмбрионов, для борьбы со большим количеством болезней можно использовать генное редактирование. Однако работа в этой области связана с серьезными этическими рисками, считает специалист.

— С научной точки зрения сегодня мы способны на невероятные вещи, однако важно учитывать: будут пары, которые не смогут получить достаточное количество эмбрионов, и тогда такие технологии, как редактирование генов, могут помочь им родить здоровых детей. Но в долгосрочной перспективе нам необходимо тщательно изучить все аспекты этих методов, — отметил Джастин Шлид.


В будущем получить желаемые характеристики — например, рост или уровень IQ — станет проще с помощью отбора эмбрионов, чем через прямое редактирование генов, подчеркнул ученый. Уже существуют генетические маркеры, указывающие на предрасположенность к более высокому или низкому интеллекту. Однако попытки «улучшать» гены или выбирать более совершенные черты значительно сложнее и связаны с множеством научных и технологических вызовов, добавил он.

Бизнес или этика

Herasight берет $50 тыс. за тестирование и анализ до 100 эмбрионов в течение пяти лет. Другая компания предлагает анализ одного эмбриона за $2 500 и формирует «оценки риска» для ряда заболеваний, включая болезнь Альцгеймера, биполярное расстройство и шизофрению. У еще одного конкурента полигенный скрининг до 20 эмбрионов стоит $9 999.

По данным The Wall Street Journal, наиболее радикальные эксперименты проводит стартап Preventive. Современные технологии генного редактирования позволяют ученым разрезать, изменять и вставлять фрагменты ДНК. Однако вмешательство в сперматозоиды, яйцеклетки или эмбрионы запрещено в США, поэтому компания ищет возможности для проведения экспериментов за рубежом.

По информации издания, инвестор компании Брайан Армстронг предлагал ученым работать втайне и представить миру здорового генетически модифицированного ребенка прежде, чем научное сообщество сможет выступить с критикой. Миллиардер утверждает, что технологии генного редактирования способны создать детей, менее подверженных сердечно-сосудистым заболеваниям, с пониженным уровнем холестерина и более крепкими костями, что, по его мнению, может снизить риск остеопороза. На своем сайте Preventive сообщила, что привлекла $30 млн инвестиций для исследований в области редактирования эмбрионов.

Отбор эмбрионов при ЭКО для исключения наследственных болезней сегодня уже реальность, но их редактирование возможно только в научных целях. При этом скоординированного международного контроля в этой сфере нет. Подобные модификации не производятся, так как нет гарантии, что в результате этого не появятся ошибки и не будет нанесен вред, пояснил «Известиям» иммунолог, автор Telegram-канала «Биоэтика и биотех» Михаил Болков.

— Полигенная оценка рисков существует давно и приносит пользу. Если человек пошел на ЭКО, то наверняка у него есть проблемы со здоровьем. Некоторые параметры организма, как например, цвет глаз, мы можем уверено определять, но спекуляции с ними опасны. До сих пор не известно, какие гены колеруют c IQ. Известно около 4 тыс. участков генома, связанные с этим показателем. Но интеллект только на 50% зависит от наследственных причин, поэтому пока невозможно сказать, что генно-модифицированный ребенок будет умнее, — сказал он.

По словам ассистента кафедры медицинской генетики Российского университета медицины Антонины Есаковой, сегодня в РФ при планировании беременности в рамках программы ЭКО можно провести проверку эмбрионов на хромосомные аномалии. Это позволяет снизить риск рождения ребенка с такими заболеваниями, как, например, синдром Дауна, и существенно повышает вероятность появления на свет здорового малыша.

— Возможности по редактированию будущего человека на этапе эмбриона существуют. Но прежде чем такие технологии смогут появиться в клинической практике, они должны пройти убедительную и всестороннюю апробацию. Мы должны точно понимать, что они не наносят вреда и будут применяться только в строго определенных клинических ситуациях — тогда, когда у нас нет более простых, изученных и контролируемых методов снижения риска заболевания, — пояснила специалист.

Как отметил в разговоре с «Известиями» источник в комиссии по биоэтике МГУ, этическая сфера никогда не имела четких границ. Ключевым остается вопрос: допустимо ли сообщать будущим родителям детальную информацию об особенностях эмбриона. Для такой оценки необходимо определить, чьи права в данном случае важнее — родителей или будущего плода. Если всё-таки предоставлять эти сведения матерям и отцам, государство не сможет повлиять на их дальнейшие решения.

Что касается США, то, согласно исследованию McKinsey, рынок ЭКО в стране вырастет с примерно $3,5 млрд в 2023 году до более чем $5 млрд в 2028-м. По оценкам экспертов, уже через несколько лет стоимость редактирования генов эмбрионов может снизиться до $2 тыс., что сделает такие процедуры обыденными с финансовой точки зрения.

Лента

Все новости