В Госдуме сообщили об изменениях в финансировании охраны школ


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Охранник жил в школе без зарплаты — как бюджет рушит охрану

В Екатеринбурге рассказали о ситуации в одной из школ, где охранник работал без выходных и не получал денег, хотя фактически жил на работе. Руководство школы и частного охранного предприятия обвиняют в сложившейся ситуации друг друга. Однако произошедшее нельзя назвать уникальным случаем: хотя в последнее время контроль за охранными предприятиями в школах стал жестче, ситуация лучше не становится, потому что денег на эти цели не хватает. Так, по данным «Народного фронта», 21% директоров признаются, что вынуждены экономить на обеспечении охраны. Между тем в Госдуме надеются, что изменить ситуацию удастся за счет введения нулевого НДС для частной охранной деятельности. Подробности — в материале «Известий».

Почему в школах проблемы с охраной

Историю охранника из школы № 208 в Екатеринбурге рассказали местные СМИ. 63-летний Виктор устроился в охранное предприятие «Рысич», был направлен в школу, но за полтора месяца ни разу не покидал территорию образовательного учреждения — его просто некому было сменить. Он утверждает, что у него не было договора и зарплату он не получил. Более того, по его словам, «предыдущий охранник тоже не дождался денег и выходных, закрыл школу и ушел».

Директор школы проблему подтвердила. Она заявила, что по этой причине с компанией «Рысич» решили расторгнуть договор. По ее словам, школа все свои финансовые обязательства выполняет. Однако в «Рысиче» указали, что договор со школой истек 31 октября и почти месяц компания якобы охраняла школу бесплатно.

Случай этот абсолютно не уникален, заявил в беседе с «Известиями» эксперт по безопасности, руководитель ассоциации структур безопасности «Русь» Роман Насонов.

— Очень большое количество объектов в настоящее время охраняется вахтовым методом, когда сотрудники службу несут не сменяясь, ежесуточно — иногда и по целому месяцу, — констатировал он.

Собеседник «Известий» объясняет это тем, что, во-первых, недостаточен бюджет на охрану, а во-вторых, очень велик дефицит сотрудников охраны.

— Те, кто помоложе и покрепче, ушли на специальную военную операцию, а на эту работу остаются только пенсионеры. Должного количества подготовленных обычных сотрудников для этой ситуации явно не хватает, — сказал Роман Насонов.

Председатель правления Союза саморегулируемых организаций негосударственной сферы безопасности (Союз СРО НСБ) Сергей Силивончик также отмечает, что такие случаи происходят, несмотря на усилия, которые прилагают регуляторы в лице Росгвардии и само профессиональное сообщество.

— Сегодня сложился нездоровый тренд, который формируют заказчики: они выбирают наиболее некомпетентных, зато наиболее дешевых исполнителей для оказания охранных услуг, — рассказал он «Известиям». — Тем самым экономятся бюджетные средства, формально выполняются требования по обеспечению охраны, но фактически услуги должным образом не оказываются. И в школах оказываются не те охранные предприятия, которые готовы оказывать качественные услуги, а те, кто занимается демпингом, не имея в штате нужного количества подготовленных охранников.

Кто охраняет российские школы

Президент Федерального координационного центра руководителей охранных структур (ФКЦ РОС) Александр Козлов заявил, что в последние годы Росгвардия усилила контроль за исполнением требований закона: охранника без удостоверения в школах сейчас найти достаточно сложно. Но проблемы остаются.

— Например, встречаются случаи, когда охранники не соответствует по своим профессиональным качествам объекту, на котором они работают: к образовательным организациям применяются повышенные требования по антитеррористической защищенности, — сказал Александр Козлов.

Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный считает, что сейчас «ситуация кардинально изменилась», хотя раньше в отрасли было много случайных людей.

— Частные охранные организации (ЧОО) активно привлекают профессионалов. В отрасль приходят как бывшие военные, сотрудники полиции или Росгвардии, так и ветераны СВО. Все они, как правило, с реальным боевым опытом. Они знают, как реагировать на чрезвычайные ситуации, и обладают высочайшей дисциплиной, — заявил Анатолий Выборный.

Он называет драйвером изменений новый профильный закон «О частной охранной деятельности», в котором прописано обязательное профессиональное обучение для всех частных охранников и регулярное повышение их компетенций. Он вступит в силу в следующем году — с 1 сентября 2026 года, но переход к исполнению его требований уже идет. Отметим, что пока базовые правила работы ЧОО содержатся в ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности» и нормативных актах Росгвардии.

— Если сегодня где-то не перенимается передовой опыт, это скорее недоработки на уровне регионального контроля, а не системная проблема. Но с вступлением в силу нового закона с 1 сентября 2026 года и расширением полномочий Росгвардии на этот счет мы законодательно исключим попадание «случайных людей» в охрану школ по всей стране, — заявил Анатолий Выборный.

В прошлом году, впрочем, проблем было еще очень много. Это показал комплексный мониторинг «Народного фронта» в сфере общего образования в 2024/25 году. Тогда были опрошены 5080 директоров общеобразовательных организаций. И выяснилось, что только в 55% школ охранные функции осуществляла лицензированная частная охранная организация (ЧОО). Еще в 26% школ работал сторож. В 14% — обычный вахтер и только в 5% — подразделение Росгвардии.

При этом 21% опрошенных директоров признались, что вынуждены экономить на обеспечении охраны образовательной организации из-за недостаточного финансирования. Из тех директоров, кто, в принципе, вынужден экономить, за счет охраны это делают 29%, — рассказала «Известиям» эксперт «НФ. Аналитика» Екатерина Сидорова.

Почему с финансированием охраны школ проблемы

Управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева пояснила, что сейчас финансирование охраны в школах определяет учредитель: для большинства школ это муниципалитет, реже — субъект федерации. Школа получает от учредителя субсидию, которая рассчитывается исходя из приказа Минобрнауки № 1040 от 22 сентября 2015 года. Там указано, что расходы на обеспечение безопасности, содержание систем охранной сигнализации и иные меры защиты входят в общехозяйственные нужды учреждений.

— То есть школа не определяет объем средств самостоятельно: она лишь расходует субсидию в рамках утвержденного плана-сметы, — сказала собеседница «Известий». — Если учреждение заключает договор с частным охранным предприятием, оплата таких услуг также идет в пределах выделенного финансирования. На практике образовательные организации часто сталкиваются с ситуацией, когда норматив не покрывает полную стоимость физической охраны, и тогда они могут обращаться к учредителю с запросом на дополнительное финансирование, однако удовлетворение таких запросов зависит от возможностей бюджета.

Сергей Силивончик подчеркивает, что если на посту оказывается человек без подготовки, без удостоверения частного охранника, это как раз следствие экономии со стороны заказчика.

— Бюджеты на охрану школ таковы, что без нарушения законодательства выставить действительно качественно подготовленных охранников в образовательную организацию невозможно, — подчеркнул он.

Самой большой проблемой в контексте образовательных организаций он называет отсутствие целевых средств: никто на самом деле не может сказать, сколько в реальности денег направляют на охрану. Так, недавно власти ХМАО отчитались, что направили 2 млрд рублей на безопасность в школах.

— Но если взять детально, то из этих 2 млрд более 800 млн — это деньги на санитарно-эпидемиологическое благополучие, еще более 700 млн — на выполнение текущих ремонтов. После вычета всех этих составляющих выясняется, что непосредственно на безопасность практически тысячи образовательных организаций выделено чуть больше 200 млн. Это очень мало, — заявил Сергей Силивончик.

Александр Козлов рассказал, что сообщество уже давно просит Минфин, чтобы затраты на охрану образовательных организаций проходили отдельной строкой, а не были включены в общехозяйственные нужды учреждений. Сергей Силивончик также подчеркивает необходимость этой меры, замечая, что нормативно-правовая база с требованиями к безопасности школ есть, а вот нормативно-правовой базы, которая бы предусматривала финансирование этого вопроса, нет.

Александр Козлов напомнил, что пока есть 45-й приказ Росгвардии, который регламентирует порядок расчета начальной максимальной цены за охранные услуги. Заказчик обязан по нему рассчитать эту цену и предложить ее потенциальному исполнителю. Однако проблема в том, что контракт заключают по итогам аукциона, и суммы снижаются вдвое, а то и больше: известны случаи сокращения финансирования контракта относительно первоначальной цены на 55 и 59%.

— А с учетом того, что 45-й приказ базируется на МРОТе плюс 10%, то, если отнять от этой суммы 40–60%, кого можно нанять за эти деньги? — замечает Александр Козлов.

По подсчетам Федерального координационного центра руководителей охранных структур, в требования 45-го приказа Росгвардии на сегодняшний день укладываются всего 40–45% субъектов РФ.

Проблема и в том, что сейчас во многих субъектах РФ бюджеты урезают, при этом со следующего года убирают некоторые налоговые льготы для малых предприятий, добавляет Роман Насонов.

Как выходить из ситуации

Анатолий Выборный считает, что новый закон, который вступит в силу в следующем году, изменит и ситуацию с финансированием.

— На сегодняшний день частная охрана представлена огромным количеством микропредприятий (более 90%), что негативно отражается на качестве услуг и способствует «серым» зарплатам. На учете Росгвардии состоят более 15,6 тыс. ЧОО, в которых трудоустроены свыше 592 тыс. работников, — сказал он «Известиям». — Новый базовый закон меняет эту логику. Профессионал стоит дороже, а обязательство обеспечить высший уровень подготовки и реагирования автоматически должно повлечь за собой пересмотр стоимости контрактов в сторону увеличения.

По его словам, сейчас прорабатывается экономический механизм, который позволит повысить финансирование охранных услуг без прямой нагрузки на бюджеты. Речь идет об инициативе по введению нулевого НДС для частной охранной деятельности, в том числе на образовательных объектах.

— Эту инициативу с Росгвардией и экспертами мы прорабатываем на площадке ТПП РФ. Освобождение от НДС сделает услуги ЧОО более доступными для школ. Компании смогут инвестировать сэкономленные средства в обучение персонала и оборудование, что напрямую повысит качество охраны и снизит риски неофициальной занятости, — сказал депутат Госдумы.

Лента

Все новости