Налоговые долги компаний выросли в 1,5 раза


Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Налоговые доначисления бьют рекорды — 443 млрд за 9 месяцев

Налоговые доначисления бизнесу и гражданам выросли почти в полтора раза — за девять месяцев 2025 года они достигли 443 млрд рублей, подсчитали «Известия», по данным ФНС. Это максимальное значение с 2022 года. В эту сумму входят долги по сборам, а также штрафы и пени, которые были предъявлены по итогам проверок. Причины роста — усиление контроля за компаниями, использующими нелегальные схемы, повышение ключевой ставки ЦБ и изменение порядка расчета пеней. Одновременно увеличились претензии к ИП, частным лицам, иностранным компаниям и арендодателям. Как это влияет на деловую активность и что изменится в проверках в 2026 году — в материале «Известий».

За какие нарушения чаще всего наказывает налоговая

За девять месяцев 2025 года налоговая провела 45 тыс. проверок. По сравнению с тем же периодом прошлого года их количество почти не изменилось, но объем доначислений заметно вырос. С января по сентябрь бизнесу и гражданам предъявили 443 млрд рублей с учетом недоимок, штрафов и пеней — почти в полтора раза больше, чем годом ранее (311 млрд). Это максимум с 2022 года, следует из данных ФНС («Известия» их изучили). Редакция направила запрос в службу.

Большая часть доначислений пришлась на выездные проверки — 350 млрд рублей. Остальное добавил камеральный, то есть дистанционный, контроль.

Согласно данным ФНС, основные недоимки выявлены у организаций. При этом вдвое увеличился объем претензий к физлицам — до 1,8 млрд рублей, а у индивидуальных предпринимателей почти на 10% выросли неустойки, достигнув 6,4 млрд.

Чаще всего доначисления предъявляли по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ, упрощенной системе налогообложения и страховым взносам.

Наиболее частые нарушения — необоснованное занижение доходов, завышение расходов, использование фиктивных контрагентов и схем ради вычетов, отметил член Совета МРО «Деловая Россия» Андрей Глушкин.

Налоговики также выявляют дробление бизнеса, искусственное завышение затрат, неотраженную выручку, выплаты «серых» зарплат и формальный перевод сотрудников в статус ИП или самозанятых — без изменения характера работы, добавил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

По физлицам всё чаще выявляют неучтенные доходы от продажи и аренды имущества, зарубежные активы и поступления, а также операции с криптовалютой, продолжил эксперт. Доначисления здесь пока меньше, чем у компаний, однако темпы роста выше, поскольку база контроля быстро расширяется за счет банковских данных, сведений Росреестра и цифровых следов платежей.

— Аренда недвижимости сейчас под особым контролем. УФНС по Москве отдельно отчитывается о миллиардах доначислений по операциям с имуществом — и это только одна территория. По схожей логике усиливается внимание и к владельцам квартир, сдающим жилье, и к индивидуальным предпринимателям, которые по факту работают как средний бизнес, но продолжают применять льготные режимы, — добавил Владимир Чернов.

Служба всё активнее использует данные банков, маркетплейсов, сервиса «Мой налог» и информацию онлайн-касс. Поэтому любая устойчивая денежная дорожка на карту без отражения в отчетности становится основанием сначала для мягкого, а затем и для более жесткого доначисления, подчеркнул эксперт.

В 2025 году значительная часть проверок была посвящена борьбе с недобросовестными частными агентствами занятости, отметил партнер Kept Антон Степанов. Активно проверяли и оставшийся в России иностранный бизнес — прежде всего в части роялти и внутригрупповых услуг.

Почему растут налоговые доначисления

Рост доначислений происходит отчасти из-за инфляции, но в значительной степени — благодаря повышению эффективности налоговой службы, отметил Антон Степанов. Дополнительным фактором могло стать и ускорение самих проверок: если несколько лет назад выездной контроль с учетом приостановлений и продлений занимал 9–12 месяцев, то теперь укладывается в 6–9.

Кроме того, в 2025-м изменился порядок расчета пени за несвоевременную уплату налогов. Они начисляются за каждый день просрочки. С этого года перестал действовать временный механизм, по которому неустойка считалась по фиксированной ставке — 1/300 ключевой в день, напомнила член Союза юристов-блогеров Евгения Сабитова. Вместо него появился дифференцированный подход: за первые 30 дней сохраняется ставка 1/300, с 31-го по 90-й день применяется 1/150, а после — снова 1/300. То есть при задержке дольше месяца сумма пени удваивается.

Дополнительное влияние оказал и рост ключевой, от которой зависит размер неустойки. В прошлом году ЦБ повысил ее с 16 до 21% и лишь в июне 2025-го начал ее снижать — сейчас ставка составляет 16,5%.

— Рост на 40%, до 441 млрд рублей, — это результат цифрового контроля, усиления аналитики ФНС и ориентации на бюджетную дисциплину. Улучшение контроля делает проверки более адресными и результативными: инспекторы анализируют банковские транзакции, цифровые взаиморасчеты и выбирают для проверки именно те случаи, где риски нарушений наиболее высоки, — объяснил исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин.

Рост доначислений также связан с тем, что инспекторам всё чаще удается выявлять нарушения уже на этапе предпроверочного анализа, а не по итогам проверки. В результате налогоплательщики нередко предпочитают добровольно доплатить недоимку сразу после того, как им дают понять о выявленных рисках. Поэтому всё больше средств возвращается в бюджет еще до окончания контрольных мероприятий, отметил эксперт Совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике, налоговый консультант Алексей Крылов.

Еще одной причиной стал рост самих нарушений со стороны бизнеса, который в условиях повышенной налоговой нагрузки и снижения прибыли всё чаще пытается уйти от платежей, добавила член Ассоциации юристов России Валерия Стародубова.

Как усиление контроля влияет на бизнес

Вероятность того, что рост доначислений продолжится, остается высокой, так как государство продолжает развивать аналитические инструменты и стремится упорядочивать налоговую базу, заявил Андрей Глушкин из МРО «Деловой России». При этом параллельно формируется более прозрачная и предсказуемая среда, что позволяет бизнесу легче планировать расходы. Если темпы останутся теми же, то итоговые показатели 2025 года могут вырасти до 580–600 млрд, полагают опрошенные «Известиями» эксперты.

При этом в более жестком сценарии планка может дойти до 650 млрд, считает Владимир Чернов из Freedom Finance Global. Это возможно при усилении давления на проблемные отрасли и активном использовании новых правил начисления — в частности, если ставка ЦБ останется высокой. Самые агрессивные темпы роста доначислений, вероятно, сохранятся еще один-два года, отметил аналитик. Затем по мере вымывания очевидных схем динамика замедлится, но высокий уровень контроля и выборочных точечных операций станет новой нормой, добавил он.

Сейчас власти стали сильнее контролировать бизнес. Например, с 1 января 2026 года ФНС начнет получать больше данных о банковских переводах. Кредитные организации будут сообщать, кому выданы или у кого отозваны корпоративные и электронные средства платежа. Также меняется порядок обмена информацией между финорганизацией и налоговой, а также правила обложения банковских операций. Из-за этого комиссии для клиентов, вероятно, вырастут.

Правительство сейчас также готовит решения по снижению теневого сектора в экономике, заявил 25 ноября министр финансов Антон Силуанов. По его словам, это повлияет на формирование доходов Соцфонда, в том числе Фонда обязательного медицинского страхования. Кроме того, глава Минфина еще 21 ноября отмечал, что теневая экономика страны составляет около 10% от ВВП, а ее сокращение выступает одной из важнейших задач ФНС.

Ранее сообщалось, что московская служба начала активно проверять неработающих горожан, чтобы понять, откуда у них деньги. Налоговики стараются найти примеры нелегальных трудовых отношений и незадекларированных доходов.

Для бизнеса усиление контроля означает рост издержек сразу по нескольким критериям, полагает Владимир Чернов. Он добавил: речь идет о прямых доначислениях, пенях и штрафах, а также потребности платить за консультантов и чаще спорить в судах. У многих компаний доначисления создают кассовые разрывы и вынуждают откладывать инвестиции ради погашения претензий. Однако, с другой стороны, жесткий контроль постепенно выравнивает конкурентное поле, полагает эксперт.

Тем не менее, продолжил эксперт, общий эффект для делового климата будет скорее сдерживающим. Бизнес становится осторожнее — он предпочитает консервативные решения и минимизацию рисков, а не развитие. По словам юриста Евгении Сабитовой, ужесточение контроля неизбежно приведет к закрытию части компаний, которые не смогут выполнять все требования и оплачивать необходимые сборы. При этом налоговая амнистия, которую ввели в 2025-м за дробление (если компания добровольно с этого года откажется от нелегальной схемы), напротив, позволит сократить число споров с налоговыми органами.

В то же время компаниям, к которым у налоговой возникли вопросы, стоит не избегать взаимодействия, а активно отстаивать свою позицию, представляя пояснения и доказательства, чтобы не доводить дело до назначения выездной проверки, подчеркнул партнер Kept Антон Степанов. Статистика ФНС показывает, что проверок без доначислений практически не бывает.


  • Теги:

Лента

Все новости