Снятие санкций с России потребует достижения консенсуса внутри ЕС при согласовании с США, сообщили «Известиям» в Европарламенте. Конкретные сроки и процедура возможной отмены ограничений пока не установлены, однако соответствующий пункт присутствует в американской и в европейской версиях мирного плана по Украине. При этом Евросоюз намерен сохранить правовую основу для введения ограничений, а сам процесс отмены могут тормозить отдельные государства — члены ЕС, противящиеся нормализации отношений с Москвой, отмечают эксперты. О том, насколько реалистично смягчение западных рестрикций в отношении РФ, — в материале «Известий».
Вопрос снятия санкцийУрегулирование в Украине остается ключевым вопросом безопасности на европейском континенте. Тем не менее продвижение к единому подходу заметно затормозилось после вмешательства стран ЕС, пожелавших «доработать» предложенный Дональдом Трампом мирный план. Одной из спорных тем стало снятие антироссийских санкций. В Евросоюзе подчеркивают: смягчение ограничений невозможно без одобрения всех государств — членов ЕС. Кроме того, не следует забывать о партнерах Европы, главным образом о США.
— Решения о санкциях ЕС традиционно требуют единогласного принятия государствами-членами. В то же время ЕС продолжает действовать в тесном сотрудничестве с Соединенными Штатами и другими международными партнерами для поддержания единого и согласованного подхода, — заявил «Известиям» депутат Европарламента от крупнейшей и ведущей Европейской народной партии Томаш Здеховски.
По его словам, на текущем этапе не определены четкие временные рамки для ослабления рестрикций.
— Любое обсуждение возможных корректировок санкций может состояться только после того, как Россия полностью прекратит свою агрессию, выведет войска и обязуется выплатить компенсацию Украине. До тех пор санкции остаются важным инструментом давления, — добавил депутат.
Подобная позиция резко расходится с российской трактовкой событий — Москва в 2022 году начала СВО с целью защиты населения Донбасса, подвергавшегося с 2014 года атакам со стороны ВСУ. Далее ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области после референдумов были включены в состав РФ. Результаты голосований не были признаны западными странами.
О существовании американского мирного плана впервые стало известно 19 ноября через утечки в западных СМИ. Документ содержит 28 пунктов и условно разделен на четыре блока: мир на Украине, гарантии безопасности, безопасность в Европе и будущие отношения России с США и международным сообществом. В нем упоминается «постепенное» снятие санкций с России.
Владимир Путин ранее подтвердил, что РФ получила от США проект из 28 пунктов. В Кремле заявили, что предложения в том варианте, с которым Россия ознакомилась, могут лечь в основу окончательного мирного урегулирования.
В Евросоюзе план США встретили резко, охарактеризовав его как капитулятивный. Вскоре появилась европейская версия, в которой говорится, что смягчение санкций будет обсуждаться и согласовываться «поэтапно и в каждом конкретном случае». Замороженные активы предлагается направить на финансовую компенсацию Киеву, а доступ к ним Россия получит только после «возмещения ущерба».
Россия уже охарактеризовала европейский подход как неконструктивный. Глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что у Европы были возможности участвовать в урегулировании в Украине, но она их упустила. При этом Москва рассчитывает на согласованную между США, Европой и Украиной итоговую версию плана Трампа.
Формально Евросоюз обладает полномочиями снимать или смягчать санкции, однако на практике это касается, как правило, отдельных физических лиц. Так, в сентябре ЕС исключил из черного списка предпринимателя Павла Езубова и бывшего министра топлива, энергетики и угольной промышленности ЛНР Константина Завизенова. А в марте сообщалось, что по просьбе Венгрии ЕС снял ограничения с четырех россиян, включая министра спорта Михаила Дегтярева.
Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев обращает внимание на то, что Евросоюз не собирается отменять правовые механизмы, регулирующие введение санкций против России. Иначе говоря, Брюссель сможет в любой момент восстановить рестрикции против РФ — даже те, которые ранее были отменены.
— То есть регламенты Совета ЕС № 833/2014 и № 269/2014 останутся. Мы это видим, в частности, на примере Белоруссии, в отношении которой ЕС применяет санкции с 2004 года. Периодически они их смягчают, но правовые механизмы этих санкций не отменяют, — заявил «Известиям» аналитик.
Также имеется печальный прецедент с Ираном, в отношении которого США и европейские государства вновь ввели санкции, воспользовавшись механизмом восстановления рестрикций Совбеза ООН (snapback), закрепленным в соглашении по иранской ядерной программе 2015 года. При этом Россия не признает процедуру возврата санкций ООН против Ирана действительной.
Затягивание процесса снятия санкцийС 2022 года Евросоюз ввел 19 пакетов санкций, и, как известно, уже ведется подготовка очередного пакета ограничительных мер. Кроме того, сохраняются меры, введенные с 2014 года. Обещание ЕС «поэтапно» снимать ограничения пока вызывает у экспертов, в том числе у Андрея Кортунова из клуба «Валдай», сомнения из-за неясности формулировок.
— Санкций так много, десятки тысяч, и поэтому всегда можно найти какие-то санкции, которые легко снимаются решением исполнительной власти Соединенных Штатов или в Европейском союзе. Есть санкции, которые требуют согласования с законодательными органами, а есть те, которые требуют двусторонних консультаций и договоренностей, — сказал он «Известиям». — Поэтому весь вопрос в том, что понимать под снятием санкций. Какие именно санкции снимаются, в какой последовательности, насколько это решение может стать универсальным.
Аналитик обращает внимание, что любое государство ЕС сможет заблокировать голосование по отмене санкций. Вероятнее всего это сделают наиболее антироссийски настроенные страны, в частности прибалтийские республики.
— В каких-то случаях, например, та же Эстония или кто-то еще может частично этот процесс блокировать. Хотя, конечно, и на Эстонию найдется управа, если такое решение будет принято ведущими странами Европы. Но пока что они скорее с ней солидаризируются, — добавил Андрей Кортунов.
Россия неоднократно отмечала, что санкции не достигли своей цели и не разрушили экономику страны. «Россия нужна миру. И никакие решения ни вашингтонских, ни брюссельских начальников не способны изменить это», — ранее заявил Владимир Путин.
— Мы исходим из того, что санкционное давление носит долгосрочный характер и выстраиваем свою экономику соответствующим образом с тем расчетом, что санкции будут долгое время существовать. Поэтому попытки со стороны ЕС или отдельных стран манипулировать этой темой, использовать ее как «морковку», российской стороной, думаю, серьезно вряд ли воспринимаются, — уточнил Иван Тимофеев.
За последние годы Москве удалось провести диверсификацию экономических связей, в значительной степени переориентировав торговлю на стремительно растущие страны Азии. По итогам 2024 года в пятерку основных торговых партнеров вошли Китай, Индия, Турция, Белоруссия и Казахстан.