21 ноября вступили в силу санкции США, введенные Вашингтоном в отношении российских нефтяных компаний. В связи с этим занимательные новости поступают из Суоми: там перед угрозой разорения оказалось несколько сотен бизнесменов, управляющих заправками сети Teboil, принадлежащих одной из попавших под санкции компании. Обширные территории на востоке и севере страны, критически зависимые от АЗС Teboil, столкнулись с недостатком топлива: эта проблема постигла, в частности, работающие там деревообрабатывающие и строительные фирмы. Смятение, вызванное автозаправочным кризисом, стало новым ударом по восточным регионам Финляндии, и без того погрузившимся в упадок из-за обрыва экономических связей с Россией. Подробности происходящего — в материале «Известий».
Владельцы АЗС в отчаянииВ настоящее время внимание многих финнов приковано к местной сети автозаправочных станций Teboil: всем интересно, как ассоциированные с ней бизнесмены будут выпутываться из навалившейся на нее беды. Ведь основанная в 1934 году Teboil с 2005-го принадлежит крупному российскому нефтяному бренду, оказавшемуся под санкциями США. В России под брендом Teboil работают бывшие заправки Shell. По планам менеджмента ООО «Тебойл Рус» до конца 2025 года автозаправочная сеть Teboil будет насчитывать уже более 450 станций. А вот в Финляндии более чем девяностолетняя история этой компании, возможно, подходит к завершению.
Уже сразу после того, как в октябре стало известно о санкциях США в отношении российских нефтяных гигантов, в Финляндии им обрезали возможность пользоваться банковскими услугами: власти предупредили, что организации, осуществляющие банковские и финансовые операции с подсанкционными компаниями, могут получить серьезные проблемы. Банк Финляндии, выступивший 25 октября с соответствующим предупреждением, оповестил: «Все, кто сотрудничает с такой компанией, находятся в большой опасности сами попасть под санкции». Таковых по всей Финляндии насчитывается порядка 80 станций. Еще около четырехсот были отданы под управление независимых операторов. Большинство из этих предпринимателей работало по договорам франчайзинга: они арендовали АЗС у Teboil и пристраивали к ним собственные магазинчики и закусочные.
В итоге финские банки в конце октября заморозили платежные операции Teboil, объяснив это возникшей «неопределенностью». Замерли все трансакции, даже если оплата поступала за услуги автомойки или обед в кафе на заправке. Между тем управляющие этими АЗС предприниматели отмечали, что сотрудничество с Teboil касалось лишь топлива, а основную выручку они получали с созданных ими при заправках кафе, магазинов, автомоек и прочего сервиса. Бизнесмены пришли в отчаяние: председатель правления ассоциации предпринимателей Teboil Микко Райтинпяя заявил в эфире гостелерадиокомпании Yle, что они «теряют дело всей свой жизни без причины». Райтинпяя с коллегами воззвали к Банку Финляндии и государственной службе финансового надзора с просьбой о срочном восстановлении платежных операций, не подпадающих под санкции. Однако там с помощью не торопились.
Жизнь на некоторых заправках Teboil замерла практически сразу, ибо на них перестало поступать горючее. В частности, сразу же решила остановить свои поставки Teboil финская нефтеперерабатывающая компания Neste. 21 ноября Neste сообщила о том, что продала свой терминал в городе Хамине шведскому конгломерату Wibax, основное направление деятельности которого химическая промышленность и биологические масла. Neste использовала этот терминал еще с 60-х, но вынуждена была избавиться от него из-за низкой загрузки: ведь он использовался преимущественно для хранения российской нефти, которую доставляли туда поездами, а из Хамины отправляли морем на нефтеперерабатывающий завод в Порвоо. Поскольку возвращения нефти из РФ в ближайшие годы не предвидится, Neste продала шведам и сами резервуары, и здания терминала в Хамине, и погрузочно-разгрузочное оборудование, и инфраструктуру для поездов и судов, а также земельный участок в портовой зоне Хамина-Котка площадью 16 га.
Удар сразу по нескольким отраслям экономикиОт нынешней бедственной ситуации Teboil пострадали отнюдь не только сами заправщики: затруднились поставки топлива в некоторые регионы страны. Глава финской Ассоциации транспорта и логистики (SKAL) Ансси Куяла поясняет, что в целом эта ситуация негативно отразилась примерно на 15% финской территории, где та или иная заправка Teboil зачастую была единственным источником топлива на много километров вокруг. Особенно сильно пострадали такие регионы, как Кайнуу, Северное Саво и Северная Карелия (на востоке страны), а также обширные территории Лапландии, где активно ведутся лесозаготовки. Там везде АЗС Teboil были объектами поистине стратегического значения. В той же Лапландии водители лесовозов будут вынуждены совершать для поиска топлива значительные отклонения от маршрутов длиной до 150 км. Ситуация усугубляется наступившими холодами и потребностью тяжелой техники в зимнем дизельном топливе, прежде продававшемся на этих заправках.
В свою очередь, в ассоциации финских предпринимателей, работающих в сфере машиностроения в энергетическом, строительном и лесном секторах (Koneyrittäjät), констатируют: «Существуют серьезные трудности с поставками мазута, используемого, в частности, для работы строительной техники». Там подтверждают слова Куялы о том, что эти проблемы особенно заметны в восточной и северной Финляндии, где у Teboil действовала куда более разветвленная, если сравнивать с конкурентами, дистрибьюторская сеть. Еще совсем недавно сеть компании являлась третьей по величине в Финляндии и второй в секторе тяжелой техники. «Teboil зачастую лучше других компаний доставляла топливо непосредственно на строительные площадки. Теперь, когда этот канал стал недоступным, топливо приходится привозить на стройплощадки на расстояние до сотни километров», — извещают в Koneyrittäjät.
Необходимость искать новых поставщиков увеличивает стоимость строительных контрактов, поскольку теперь закупка и транспортировка топлива занимает больше времени, чем обычно. В ежемесячном исчислении, как говорят эксперты, «рост расходов для индивидуального предпринимателя неподъемен».
Между тем финский строительный бизнес, когда-то являвшийся одним из главных драйверов экономического развития Суоми, и без кризиса с Teboil переживает серьезнейший спад. Из-за ухудшения ситуации в отрасли Финляндию оставили уже порядка 40 тыс. строителей, многие из которых уехали на заработки в Швецию или Норвегию. И вот теперь по финским строителям бьют санкции против российской «нефтянки», вообще-то призванные ударить по российской экономике.
Отдельные бизнесмены попытались сопротивляться. Клиенты некоторых автозаправочных станций Teboil на юге страны, вникнув в суть обрушившейся на них беды, согласились перейти на оплату услуг наличными. Так, в начале ноября журналисты телерадиокомпании Yle подготовили репортаж с одной из АЗС близ города Иматра: оказалось, что там по-прежнему много клиентов. Управляющая этой заправкой Кати Санделл поделилась, что постигшие их изменения не столь уж и радикальны: многие посетители и раньше предпочитали платить наличными. Предприниматель Тони Пелтониеми тоже поведал, что клиентами его станции являются в основном сельские жители, которые отнеслись к ситуации с пониманием. Впрочем, некоторые заправки уже прекратили работу. Так, заправка Teboil в городе Кемиярви закрылась 9 ноября, в Вуореале — 17 ноября.
А 18 ноября прекратила свою деятельность знаменитая на всю Финляндию заправка в городе Хейноле. Эта станция славилась своей уникальной архитектурой: два ее здания соединяет пешеходный мост через автомагистраль. Она была достопримечательностью Хейнолы и одним из любимых мест отдыха приезжих туристов, так как славилась еще и недорогими обедами в формате шведского стола. Станция, созданная еще в 1993 году, принадлежала компания Minpe, которая открыла при ней рестораны и магазины. Вплоть до 2020 года бизнес Minpe шел очень успешно, причем большинство выручки приносили ей российские туристы, в огромных количествах приезжавшие в губернию Южная Финляндия, где располагается город Хейнола. Собственно, туристы из других стран туда почти и не приезжали.
Однако туристический бизнес в Южной Финляндии погиб, не выдержав двух смертельных ударов: сначала пандемии COVID-19 в 2020–2021 годах, а затем и запрета, введенного в 2022 году финским государством на выдачу туристических виз россиянам. Это погубило не только Minpe, но и огромное множество других финских компаний, занимающихся туруслугами. Предприниматель Петри Уоллин отмечал, что оборот Minpe после закрытия границы и утраты турпотока упал настолько, что дальнейшее развитие стало невозможным. Тем не менее Minpe сумела побарахтаться довольно долго — компания объявила себя банкротом лишь в начале 2025 года.
После этого заправку приобрели новые владельцы, решившие перепрофилировать бизнес на этом объекте. Акцент был смещен с обслуживания туристов, заинтересованных в изысканной кухне, дорогих покупках и роскошных пейзажах, а на непритязательные услуги обычным водителям. Однако, как вскоре выяснилось, решение о покупке заправки в Хейноле оказалось неверным: при новых владельцах она проработала лишь пару месяцев и окончательно погибла из-за санкций в отношении российского нефтебизнеса.
«Иногда твое счастье — это чужое несчастье»Настоящим похоронным звоном для финского филиала Teboil прозвучали слова Ансси Куяла, озвученные в издании Kauppalehti: по его словам, долгая история этой компании на финской земле совсем может скоро завершиться. Куяла напомнил, что под санкции попал один из трех крупнейших поставщиков топлива в стране. По его словам, финские предприниматели очень рассчитывали, что возможная сделка с Gunvor позволит Teboil продолжить работу. Они надеялись, что, лишившись привязки к России, сеть возобновит получение топлива от других поставщиков, а запрет на трансакции будет отменен.
19 ноября в Teboil сообщили, что готовятся к постепенной остановке работы своих АЗС в Финляндии: станции будут закрываться поэтапно, по мере окончательной распродажи запасов топлива. Понять это можно будет по отображению цены на стелах у заправочных станций. «Если на дисплее цены отображается значение 3888, это значит, что на станции закончилось топливо соответствующего качества», — говорится в пресс-релизе компании. Возникший вакуум пытаются заполнить собой конкурирующие компании: так, финская сеть АЗС Seo 19 ноября сообщила, что переманила к себе уже несколько предпринимателей, ранее сотрудничавших с Teboil.
Гендиректор Seo Арто Вильянен откровенно высказался в газете Ilta-Sanomat: «Иногда твое счастье — это чужое несчастье. В данной ситуации именно так». Принадлежащий нескольким компаниям энергетический кооператив Seo обладает 250 автозаправочными станциями, которыми управляют полторы сотни частных предпринимателей. Кооператив в начале ноября, не скрывая заинтересованности в расширении собственной сети, стал предлагать практически всем финским бизнесменам, работающим с Teboil, сменить вывеску. Ожидается, что также поступят и другие финские сети АЗС, но они в отличие от Seo делают это без лишнего шума. Крупнейшими игроками данного сектора рынка в Финляндии также являются Neste, St1/Shell и ABC.
Профессор СПбГУ Наталья Еремина в беседе с «Известиями» отметила, что США продолжают выдавливать конкурентов из энергетической сферы везде, где могут.
— Финны сыграли в чужую игру по чужим правилам и, конечно, проиграли. И это у них далеко не первый проигрыш такого рода», — отмечает она.
Эксперт напоминает, что совсем недавно в Bloomberg была опубликована статья, в которой рассказывается о ситуации в приграничном городе Иматра, крупнейшем населенном пункте финской провинции Южная Карелия.
— Закрытие финнами границы с РФ и введенный ими еще ранее запрет на въезд российских граждан нанесли сокрушительный удар по экономике этого региона. Труднейшие времена наступили и для местной промышленности, особенно для деревообработчиков, привыкших получать дешевое сырье из России. Страдают финские авиаперевозки — из-за отлучения от воздушного пространства РФ, от отсутствия российских пассажиров. Плохо финской энергетике: из-за разрыва Хельсинки уже заключенного с «Росатомом» контракта на строительство АЭС. Подобных фактов можно подобрать еще немало. Удар по финским заправкам, оставивший без топлива целые регионы, — не первое и, возможно, не последнее звено в этой цепи, — заключает Еремина.