Нюрнбергский трибунал стал первым международным судебным процессом, который дал юридическую оценку преступлениям нацизма и заложил основу современного международного уголовного права. Его заседания проходили с ноября 1945 года по октябрь 1946-го. Как рассказал «Известиям» главный специалист экспертно-аналитического департамента Национального центра исторической памяти при президенте РФ Дмитрий Суржик, водоразделом Нюрнбергского процесса можно считать заседание, проходившее с 18 по 22 марта 1946 года, когда разбиралось дело Германа Геринга. Подробнее — в материале «Известий».
Начало работы трибуналаПодготовительная фаза завершилась 20 ноября 1945 года, когда в Нюрнберге началось первое пленарное заседание Международного военного трибунала.
На скамье подсудимых находились высшие руководители Третьего рейха, среди которых Герман Геринг, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель, Альфред Розенберг и другие.
С самого первого дня была зафиксирована ключевая правовая новация: индивидуальная ответственность за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности.
Представление обвиненийС ноября 1945 года по февраль 1946 года союзные прокуроры поочередно представляли доказательства по каждому из четырех пунктов обвинения.
Американская сторона сосредоточилась на планировании агрессивной войны, британская — на систематических нарушениях законов войны, советская — на массовых преступлениях против гражданского населения и пленных, французская — на преступлениях против человечности в оккупированных странах Европы.
Доказательная база включала официальные документы, протоколы совещаний, фотографии, кинохронику, стенограммы допросов и свидетельства очевидцев.
Заслушивание свидетелей и допрос подсудимыхС февраля до лета 1946 года суд заслушивал свидетелей обвинения и защиты. Выступали узники концлагерей, сотрудники оккупационных администраций, офицеры вермахта, дипломаты, эксперты. Особое значение имели показания, подтверждавшие планомерный характер массовых преступлений, включая холокост.
Подсудимые получили право давать объяснения; наиболее активно вел себя Геринг, пытавшийся представить действия руководства рейха как оборонительные.
Позиция защитыАдвокаты, выступавшие в период с марта по июль 1946 года, строили аргументацию вокруг нескольких ключевых тезисов: отсутствие у трибунала полномочий, невозможность задним числом судить за преступления, не описанные в международном праве, и коллективный характер принятия решений в нацистском государстве.
Однако суд признал, что международное право уже включало нормы, запрещающие агрессивную войну и массовые преступления, а должность и служебное положение не освобождают от ответственности.
Переломный моментГлавный специалист экспертно-аналитического департамента Национального центра исторической памяти при президенте РФ Дмитрий Суржик рассказал «Известиям», что водоразделом Нюрнбергского процесса можно считать заседание, проходившее с 18 по 22 марта 1946 года, когда разбиралось дело Германа Геринга.
— Герман Геринг воспрял во время Нюрнбергского процесса на фоне остальных подсудимых, которые поникли духом. Он чувствовал себя лидером, который может повести их вперед, и расценивал начало холодной войны как возможную предтечу оправдательного приговора. В одном из разговоров с американским психиатром Гилбертом нацист даже заявил, что рассчитывал прожить много лет до Нюрнбергского процесса и после Фултонской речи Черчилля в марте 1946-го и так же рассчитывает долго жить после трибунала, — объяснил Суржик.
18 марта 1946 года состоялся первый допрос подсудимого Геринга, который проводил главный американский обвинитель Роберт Джексон. По словам Суржика, пока Джексон стремился взывать к общечеловеческим ценностям, Геринг этим ловко воспользовался.
— Во-первых, он признался, что имел отношение к свержению Веймарской республики и уничтожению парламентского представительства в Германии. Как мы помним, в Рейхстаге была одна-единственная партия, и это была партия НСДАП, то есть нацистская. Он сказал, что проводил уничтожение демократического строя и стремился сосредоточить всю власть в руках Гитлера. Правда, в дальнейшем он заявил, что не поддерживал Гитлера в вопросе нападения на Советский Союз, так как считал это несвоевременным и предлагал даже его отложить. Он отрицал причастность к поджогу Рейхстага и задавал немало каверзных вопросов, которые поставили американское обвинение в сторону оправдывающихся, вызывая недоумения, — пояснил историк.
Суржик отметил, что Геринг спрашивал, почему американцы обвиняют Германию в геноциде, хотя именно на территории Америки несколькими веками ранее был организован геноцид индейцев. Американская позиция пошатнулась, потеряла свою уверенность. 21–22 марта 1946 года допрос Геринга начал главный обвинитель от Советского Союза Роман Руденко. Вопросы Руденко были точные, позиция доказательная, опиралась на множество документов, в том числе и на привлечение Фридриха Паулюса, который стал тузом в рукаве советской стороны.
— Никто не ожидал его появления. Фридрих Паулюс был один из разработчиков плана «Барбаросса», он был вхож в высшие круги и досконально показал роль каждого из высших нацистских чиновников в нападении на Советский Союз, — подчеркнул Суржик.
Под давлением Руденко и его точных, четких, доказательных вопросов и обвинений Геринг был вынужден признать, что он долгое время был ближайшим человеком к фюреру наравне с Геббельсом. Сегодня это уже не ставится под сомнение, поскольку после бегства Гесса в Великобританию весной 1941 года Геринг был назначен официальным преемником Гитлера.
— Геринг был вынужден признать, что основные внешнеполитические и военно-стратегические решения принимал Гитлер, но при этом к обсуждению привлекали и Геббельса, и Бормана, и Гиммлера, и самого Геринга. В частности, Геринг признал, что при его участии был разработан план действий германской авиации против Советского Союза и эти действия заключались в неограниченной воздушной войне, то есть в нарушении всех традиций и обычаев ведения войны, — рассказал Дмитрий Суржик.
Помимо этого, добавил эксперт, Роман Руденко представил данные о совещании Гитлера от 16 июля 1941 года о целях войны, где территории Советского Союза были конкретно названы будущей колонией Третьего рейха. В этот момент Геринг вновь попытался заявить, что не разделял позицию Гитлера, и сказал, что в войне его беспокоили исключительно практические вещи: обеспечение безопасности путей сообщения, запасов продовольствия, насколько это необходимо. В ответ на это Герингу предъявили «зеленую» папку, и тогда уже нацисту сказать было нечего, потому что именно под его кураторством готовился план разграбления Советского Союза.
Помимо этого, Герингу напомнили о его отдельном заявлении: «В настоящее время Германия владеет от Атлантики до Волги и Кавказа самыми плодородными землями, какие только имелись в Европе. Страна за страной, одна богаче и плодороднее другой, завоеваны нашими войсками. Вы посланы туда не для того, чтобы работать на благосостояние вверенных вам народов, а для того, чтобы выкачать всё возможное. Вы должны быть как легавые собаки! Там, где имеется еще кое-что, в чем может нуждаться немецкий народ, всё должно быть молниеносно извлечено из складов и доставлено сюда».
Советский Союз доказал, что Геринг не только заведовал исполнением плана и возглавлял штаб экономического планирования «Восток», целью которого было разграбление Советского Союза, но и подстрекал, руководил и разграблением советской экономики, и воздушным террором против населения.
— Несмотря на эти доказательства, раскрывшие полноту преступных действий Геринга, он попытался отыграть и сказал, что он никогда не настаивал ни на рабском труде, ни приказывал убивать миллионы ни в чем не повинных людей, но это можно расценивать как попытку сохранить лицо при плохой игре. Все доказательства о его преступных приказах, распоряжениях и участии в преступных совещаниях были уже доказаны, — отметил Суржик.
Завершение слушаний и перенос в совещательную комнату2 сентября 1946 года суд закрыл слушания и удалился для вынесения решения. На обсуждение ушло почти два месяца.
Судьи четырех держав согласовали единую правовую позицию, которая должна была стать прецедентной для будущих международных процессов.
Приговор и его значениеС 30 сентября по 1 октября 1946 года были оглашены итоги: 12 подсудимых приговорены к смертной казни, трое — к пожизненному заключению, четверо — к длительным срокам, трое оправданы.
Геринг исполнения приговора не дождался: за сутки до казни он покончил с собой, отравившись цианидом. Его смерть стала одним из наиболее громких происшествий вокруг трибунала.
Наиболее значимым итогом Нюрнбергского процесса стало признание преступлений против человечности и агрессивной войны международными преступлениями, за которые несет ответственность конкретное физическое лицо.
Историческое наследиеНюрнбергский трибунал стал основой для формирования международных судов и трибуналов второй половины XX века, включая процессы по бывшей Югославии и Руанде, а также для создания Международного уголовного суда. Его решения легализовали принцип индивидуальной ответственности независимо от занимаемой должности.