Тыльная дорога: служба снабжения под постоянными ударами дронов


Фото: РИА Новости/Станислав Красильников

Под огнём и от дронов: как тыл спасает бойцов и гражданских

В условиях ожесточенных боев и постоянных атак вражеских дронов работа тыла стала ежедневным испытанием. Офицер с позывным Саламандра, заместитель командира батальона 34-й мотострелковой бригады группировки «Север», рассказал корреспонденту «Известий», каким образом доставляют провизию и боекомплект, почему вместо «КамАЗов» теперь используют квадроциклы и как его подчиненные, рискуя жизнью, вывозят не только военных, но и мирных людей.

Человек с позывным Саламандра

Ранним утром наш внедорожник «Патриот» выехал в сторону курского приграничья. Нам дали понять, что на самой линии боевого соприкосновения (ЛБС) сейчас находиться журналистам нельзя. Там идут напряженные бои, в небе кружат вражеские беспилотники, и обеспечить безопасность нельзя. Поэтому мы остановились на безопасном удалении от «передка», где нас встретил заместитель командира батальона по тыловому обеспечению 34-й мотострелковой бригады группировки войск «Север» с позывным Саламандра.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Корнеев

Он родом из Пятигорска, Ставропольского края. Службу в армии начал в 2006 году в Министерстве обороны, а с 2010 по 2013 год проходил службу во Внутренних войсках в Грозном, где дошел до звания прапорщика. В начале сентября 2022 года он добровольно уехал в зону СВО.

Первое назначение было на херсонском направлении — он возглавил взвод обеспечения батальона. Его основная задача состояла в том, чтобы снабжать подразделения на ЛБС продуктами, боекомплектом и другим необходимым им имуществом, а также эвакуировать персонал. По его словам, сначала нужно было привыкнуть к новым условиям.

— Местность была чужая, по сути, жили в лесу. Необходимые грузы на передовую доставляли ночью. Но знаете, тогда эта работа была намного легче, так как не было такого количества беспилотных аппаратов, — делится Саламандра, добавляя, что и в то время противник регулярно пытался обстреливать нашу технику.

Он вспомнил случай, когда чуть не погиб. Однажды, когда Саламандра ехал на «КамАЗе», машину обстреляли ПТУРами. К счастью, успели остановиться и отойти метров на двадцать, а потом по машине попали. Он отмечает, что сейчас угрозы иная: доставлять груз стало сложнее, но важнее самих поставок — эвакуация раненых.

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

В 2023 году в Запорожской области случился тяжелый эпизод. Его бойцы, которые везли продовольствие и личный состав на передний край, попали под танковый огонь. В результате прямого попадания один из «КамАЗов» с людьми был поражен. Появилась необходимость срочно эвакуировать многих раненых и погибших — это было опасно и трудно, но они справились. Сейчас, уточняет офицер, грузовики для подвоза на передок больше не применяют: войска стали мобильнее, и тыл должен соответствовать этим задачам времени. Он также отметил, что его подчиненным приходилось помогать и гражданским — к примеру, эвакуировать пожилого водителя, чью машину атаковали украинские боевики дроном.

— Вооруженные силы Украины подбили дроном гражданскую машину. Пожилого водителя ранило. Мы его увидели, эвакуировали и доставили в госпиталь. Ему, можно сказать, повезло, что мы оказались рядом. Дедушка выжил, — рассказывает офицер.

Дроны вместо машин

Сейчас в Курском приграничье Саламандра и его люди стараются выходить на выполнение задач ранним утром, в «серое» время суток, чтобы снизить риск. Рельеф непростой, а с приходом осени дороги становятся практически непроходимыми для колесной техники. В таких ситуациях вещи несут на плечах и доставляют пешком. Обратно раненых переносят на себе до места, откуда их можно забрать транспортом.

По словам офицера, тыловые расчеты также осваивают мощные дроны.

Фото: ТАСС/Алексей Коновалов

— Они способны переносить до 40 кг. С их помощью доставляем продукты и боекомплект на те позиции, куда даже пешком дойти очень тяжело. На менее мощных коптерах отправляем воду. Без этого сейчас никак. Поймите, завезти людей на позиции — это только половина дела. Их нужно регулярно снабжать всем необходимым, иначе их присутствие там будет бессмысленным, — подчеркивает Саламандра.

Он вновь обращает внимание на сезонные трудности. Зимой к перечню задач добавляется доставка стройматериалов, утеплителей, генераторов — всего, что требуется для обустройства быта. Поэтому подразделение Саламандры плотно взаимодействует с расчетами БПЛА батальона.

Когда наши подразделения занимали позиции у населенного пункта Поповка, вспоминает замкомбата, тыловикам приходилось идти туда и везти припасы, преодолевая до 14 км в одну сторону и столько же назад.

— Местность была открытой. Порой приходилось бегать. Противник ведет за нами постоянную охоту. Дронов они для нас не жалеют. Залетают в тыл и ищут любую цель. Им всё равно, что уничтожать: военный автомобиль, гражданский. Бьют по всему. Даже домашний скот убивают. Нелюди, одним словом, — рассказывает Саламандра.

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

Самым сложным остается доставка боекомплекта. Он тяжелее и связан с повышенным риском. Для перевозки, как правило, применяются полноприводные машины. Для вывоза раненых используют багги и квадроциклы с прицепами. На них же доставляют продовольствие. Бойцам приходится действовать стремительно — на багги подъезжают, разгружаются и уезжают, так как в небе интенсивно работают дроны.

Во взводе есть группы прикрытия с ружьями, которые прикрывают тыловиков при разгрузке. Командир отмечает, что ему самому не раз приходилось выполнять такую задачу и сбивать вражеские аппараты.

Логистика личного комфорта

Как выяснилось, тыловики привозят личные посылки личному составу — медикаменты, сигареты, сладости, средства гигиены. Они делают это, чтобы люди на ЛБС могли чувствовать себя более комфортно и увереннее.

Со временем, говорит он, на передовой бойцы научились устраивать мини-склады.

Фото: РИА Новости/Станислав Красильников

— Грубо говоря, это глубокий блиндаж, накрытый двумя-тремя накатами бревен, с подводящими подземными ходами. Если переводить на современный гражданский язык, это такие мини-логистические центры. Их размещают так, чтобы подразделения системно обеспечивались всем необходимым. Мы строим их так, чтобы их невозможно было обнаружить с воздуха. Маскировка высшего уровня, — отмечает командир.

Командир констатирует, что проблем с провизией и боекомплектом давно нет. Всего хватает: продуктов, БК, спальников, зимних, летних вещей. Подводя итог беседы, Саламандра объяснил, что отправился на СВО, потому что Родину надо защищать и выполнять свой долг перед ней.

Лента

Все новости