17 ноября председатель Комиссии Совфеда по информационной политике Алексей Пушков напомнил о расследовании, инициированном в августе главой Национальной разведки США Тулси Габбард против экс-президента США Барака Обамы. Скандал, вошедший в историю как «Russiagate», как теперь становится ясно, был инспирирован тогдашней администрацией Белого дома и не имел ничего общего с действительностью. Пушков предположил, что теперь Обаме грозит срок за госизмену. Подробнее о том, может ли 44-му президенту США грозить реальный срок, а также насколько может затянуться расследование — в материале «Известий».
За решеткойВ понедельник, 17 ноября, сенатор Алексей Пушков написал в своем Telegram-канале, что «самовлюбленный нарцисс, манипулятор и демагог Барак Обама реально рискует оказаться за тюремной решеткой». Такое заявление сделано на фоне продолжающегося расследования в США из-за якобы причастности России к выборам 2016 года, когда впервые одержал победу Дональд Трамп.
«Все данные, указывающие на измену Обамы и его попытку устроить государственный переворот, заявила Тулси Габбард, будут переданы в министерство юстиции США, которое примет окончательное решение, подвергать ли его уголовному преследованию», — написал сенатор.
Он также добавил, что, судя по заявлению Габбард, оснований для уголовного дела предостаточно.
Ранее Габбард сообщила, что передала все документы Минюсту США.
Американист-политолог Малек Дудаков в беседе с «Известиями» отметил, что основания для расследования есть, потому что Барак Обама в раздувании «Рашагейт» сыграл не последнюю роль, саботируя предвыборную кампанию Трампа и помогая своему кандидату от демократической партии Хиллари Клинтон.
При этом эксперт добавил, что в случае предъявления Обаме обвинений, его оппонентам нужно будет серьезно постараться, чтобы добиться успеха в суде.
— Барак Обама человек не глупый, и наверняка постарался скрыть свое участие во всем этом процессе. Он будет оправдываться и говорить о том, что это всё делали спецслужбы у него за спиной, и он об этом ничего не знал, никак в этот процесс не вникал, — считает американист.
ПерспективыВедущий эксперт РИСИ Сергей Михайлов в беседе с «Известиями» обратил внимание на то, что американская правовая система является прецедентной, то есть суды в своих решениях опираются, как правило, на выводы по предыдущим делам. В данном же случае похожих прецедентов не было. Дело против Обамы может идти долгое время, а посадить экс-президента в тюрьму администрации Трампа будет крайне непросто, считает эксперт.
— Это будет очень непростой процесс, поэтому, думаю, республиканцы, если пойдут на это, то скорее ради политического или медийного эффекта — как минимум для того, чтобы отвлечь внимание от темы Эпштейна, которую демократы в свою очередь пытаются сейчас раскручивать, — добавляет собеседник «Известий».
Сергей Михайлов также усомнился, что дело на самом деле приведет к тюремному сроку для Барака Обамы. При этом однако, из-за отсутствия правовых прецедентов сложно утверждать, каким именно будет решение суда.
Доктор политических наук, профессор факультета Политологии ГАУГН Владимир Кротков также указал на то, что ситуация с расследованием против Обамы — явное проявление тех противоречий и той борьбы, которая имеется в политической сфере США между Республиканской и Демократической партиями. В преддверии выборов в 2026 году конкуренция между ними будет становиться всё более ожесточенной.
Эксперт также акцентировал внимание на президентских выборах, которые пройдут в 2028 году. По словам Владимира Кроткова, эта перспектива также определяет накал борьбы между ключевыми политическими партиями. По его мнению, на фоне постигшего демократов кризиса лидерства кандидатура Обамы вполне может оказаться конкурентоспособной.
— Гадать, загадывать и прогнозировать предельно сложно. Но важно акцентировать внимание на том, что это сугубо политическая борьба, которая, по всей видимости, будет только нарастать в преддверии парламентских и президентских выборов, — заключает эксперт.
Политолог также указывает, что сейчас Барак Обама никакой должности не занимает и снова в политику идти не будет, однако он является серым кардиналом демократической партии. Из-за этого его можно назвать конкурентом и оппонентом Трампа, учитывая, что на текущий момент у демократов нет очевидного лидера.
— Конечно, у него сохраняется еще и право президентского иммунитета, которое как раз позволяет Бараку Обаме отбиваться от многих обвинений. Так что ситуация сложная. Пока я бы это рассматривал скорее как элемент политической борьбы, нежели судебной, — заключает эксперт.
RussiagateНа выборах 2016 года в США победу одержал Дональд Трамп. Тогда же американские спецслужбы обвинили Россию во вмешательстве в избирательный процесс, а Трампа — в сговоре с Москвой. Ситуация получила название Russiagate («Рашагейт»).
Расследование тогда возглавил спецпрокурор Роберт Мюллер, опубликовавший в 2019 году доклад, в котором говорилось, что доказательств между Трампом и Россией найдено не было. В 2023 году другой спецпрокурор, Джон Дарэм, представил еще один отчет, также не выявивший доказательств против Трампа или кого-либо из его окружения.
Тогда же Дарэм выразил сомнение в обоснованности расследования ФБР в предполагаемых связях избирательного штаба Трампа с Россией, а также, что для его запуска использовалась «сырая, непроверенная и неподтвержденная информация».
Летом 2025 года, о скандале вспомнили вновь, но на сей раз расследование началось против экс-директоров ФБР Джеймса Коми и ЦРУ Джона Бреннана. Их заподозрили в грубых нарушениях, допущенных в ходе следствия по Russiagate.
В докладе ЦРУ сообщалось, что оценка была проведена поспешно, а также выявлены «процессуальные аномалии». Выяснилось также, что имели место не только крайне сжатые сроки оценки, но и неравномерный доступ к секретной информации, манипулятивный подход к подаче материала и чрезмерное участие руководителей разведывательных агентств.
Многие приветствовали начало расследования, и пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт заявила, что «глубинное государство» попыталось сделать всё возможное, чтобы не допустить возвращения Дональда Трампа в Белый дом.
Важно отметить, что Россия с самого начала заявляла о необоснованности предъявленных обвинений и подчеркивала абсолютное отсутствие каких-либо внятных доказательств вмешательства.