На этой неделе Американский монетный двор отчеканил последний пенни — монету номиналом в один цент. Новые экземпляры больше производиться не будут, хотя существующие пенни сохраняют статус законного платежного средства. Для США это первое изменение в системе денежных знаков за примерно полвека. Причина решения — экономическая: высокая себестоимость выпуска. Почему цент начали выводить из оборота, почему в мире уменьшается чеканка мелких монет и стоит ли прекращать выпуск рублевых мелочей — рассказывается в материале «Известий».
Символ удачиФинальные пенни были официально отчеканены на монетном дворе в Филадельфии, где с 1793 года производили самые мелкие монеты страны. Это событие наступило спустя год после принятия Монетного акта. Небольшая часть последних центов будет реализована через аукцион. Хотя новые пенни больше не будут выпускаться, те, что находятся в обращении, остаются действительными.
Ранее монету выводили из обращения в 1857 году (тогда речь шла о полценте). В целом в США давно не прекращали выпуск каких-либо денежных знаков массово: в 1934 году перестали печатать банкноту в $1000, в 1945 году производство не возобновили, а в 1969 году её начали изымать из обращения. При этом тысячедолларовые купюры по-прежнему считаются законным платежным средством, но при попадании в Федеральную резервную систему они уничтожаются.
Президент Дональд Трамп распорядился прекратить чеканку пенни, объяснив это тем, что затраты на производство поднялись почти до четырех центов за монету, а номинал в один цент уже частично устарел. Миллиарды пенни остаются в обращении, однако в экономике XXI века они редко нужны для расчетов.
По словам научного сотрудника лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Кирилла Черновола, решение США отказаться от чеканки монеты в один цент — это, прежде всего, вопрос экономики, а не «война с наличными».
— Американский монетный двор много лет терпел прямые убытки на пенни. Совокупная стоимость их выпуска оценивалась примерно в $117 млн, а убыток на их чеканке — более $85 млн в год. Отчет Федеральной резервной системы о денежной монете за 2022 год фиксирует, что более половины всех обращающихся монет, выпускаемых в США, приходилось именно на пенни, при этом сама монета имеет очень низкую покупательную способность, — обращает внимание эксперт.
В отчете отмечается, что производство и оборот пенни обходятся дорого и для государства, и для участников денежных операций: транспортировка, пересчет и хранение такой монеты могут стоить дороже её номинала. По оценке документа, сокращение или полная отмена выпуска пенни потенциально позволило бы экономить до $100 млн в год.
Тем не менее для многих людей пенни — предмет ностальгии и символ удачи, а также объект коллекционирования. Небольшие предприниматели в последние недели выражали обеспокоенность истощением запасов и скорым завершением чеканки.
Вывод мелких монет и купюр из обращения чаще происходит в странах с высокой инфляцией; в более стабильных государствах это случается реже. Так, во Франции монету в один сантим перестали чеканить в 1979 году, но она оставалась в обращении до 2001 года, когда ввели евро. В Великобритании монету в полпенни перестали использовать в 1983 году, но она ходила до конца того и следующего года. В Швейцарии монета в один раппен (1/100 франка) снята с производства в 2006 году.
Монеты на 125 млрд рублейВ России инфляционные периоды многократно приводили к изъятию мелких монет из оборота. В 2010-е годы стало невыгодно чеканить монеты номиналом меньше одного рубля, однако полный отказ наступил лишь в 2019 году. С тех пор покупательная способность рубля упала более чем на 70%, потому встал вопрос о целесообразности продолжения выпуска рублевых монет, включая однорублевые. Насколько это оправдано в настоящее время?
— Российская ситуация другая, но логика регулятора во многом схожа, — считает Черновол. — Банк России не раскрывает точную себестоимость отдельных номиналов, но на 1 января 2024 года в обращении в России находилось 72,2 млрд монет на сумму около 125,9 млрд рублей. Это около 0,7% всей наличной денежной массы по сумме.
Эксперт указывает, что по опыту США и России чеканка мелких номиналов может превращаться для бюджета в статью убытков.
— При этом сам оборот монет в условиях цифровой экономики будет сокращаться: сейчас и в США, и в России порядка 86–87% розничных платежей проводятся в безналичной форме, а, например, в 2019 году в России эта доля была около 61%. То есть сама по себе потребность в наличных у населения с годами снижается, — рассказал Черновол.
В России точных данных о себестоимости производства монет не публиковалось, однако по экспертным оценкам чеканка копеек давно перестала быть рентабельной. По рублям ситуация выглядит более сбалансированной, отмечает аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.
Заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Президентской академии Александр Абрамов подчеркивает, что проблема избыточного количества монет касается не только госбюджета, но и граждан.
— Главная трудность — перегруженность граждан запасами монет при ограниченных возможностях избавиться от них. По сути, у людей на руках хранится объем мелочи, сопоставимый с несколькими железнодорожными эшелонами, и это создает ощутимое бытовое неудобство, — указывает эксперт.
Он также отметил важность соразмерности между наибольшей банкнотой и наименьшей номинальной стоимостью монеты для адекватной денежной системы.
— В Евросоюзе разрыв между евроцентом и купюрой €200 составляет примерно 1 к 20 000. В США, с учетом отказа от печатания цента, соразмерность между 5 центами и $100 составляет около 1 к 2000, — рассказал Абрамов.
Эксперт напомнил, что в России формального отказа от копеек не было: они продолжают использоваться в отдельных расчетах, прежде всего в сфере ЖКХ.
— Другое дело, что Банк России перестал чеканить копейки, но официального решения об их выводе из обращения нет. Если сравнивать копейку с купюрой 5000 рублей, разрыв почти 1 к 500 000 — очевидно нерациональный. Если же брать диапазон между 1 рублем и 5000 рублями, картина ближе к практике США и Европы, — заключил экономист.