Несмотря на несколько месяцев масштабной и жесткой операции против контрабанды наркотиков из латиноамериканских стран, Дональду Трампу не удалось показать заметных успехов. Такой вывод вытекает из данных пограничной службы США, которые разобрали «Известия». Более того, в сумме за период с января по сентябрь в Штаты прибыло даже немного больше запрещенных веществ, чем за тот же отрезок 2024 года, то есть во время администрации Джо Байдена, которая не вела столь активной антинаркотической кампании. Жертвами американских ударов по морским судам в Карибском море стали, по меньшей мере, 75 человек, а Вашингтон сейчас готовит новую операцию «Южное копье». За развитием событий в Москве наблюдают с обеспокоенностью.
США не удалось урезать объемы наркотрафика в странуВ активную фазу американская кампания по пресечению поставок наркотиков из стран Латинской Америки перешла в августе. Тогда президент подписал секретный указ, который разрешил Пентагону применять военную силу против картелей. С этого момента Соединенные Штаты нанесли, по официальным данным, не менее 19 ударов по судам в Карибском море, в результате которых погибли порядка 75 человек — власти утверждают, что все они были причастны к распространению запрещенных веществ. Тем не менее заметного эффекта от кампании, которая рискует перерасти в военное противостояние, добиться не удалось.
— Считается, что Соединенным Штатам удалось несколько сократить поставки метамфетаминовых препаратов. Но мы знаем, что основную часть наркотрафика в США составляют более тяжелые препараты, в частности фентанил. И здесь сокращения трафика не прослеживается. Что же касается метамфетамина, так он может изготавливаться и на территории самих США, поэтому эффективность мер по изъятию партий невысока. Нельзя говорить о сокращении трафика кокаина и кокаиновой группы препаратов, потому что здесь достаточно стабильные поставки, — пояснил доцент кафедры политической теории МГИМО Иван Лошкарев.
Эксперт отметил, что морской трафик действительно обеспечивает примерно половину всех поставок. Когда один маршрут жестко перекрывают, картели обычно переключаются на другие направления, указал Лошкарев. На границе с США, например, существует сеть туннелей, по которым проходят наркотики. Вероятно, сейчас мы и видим смещение потоков на альтернативные пути.
О низкой эффективности кампании свидетельствуют и официальные данные таможни США. С января по сентябрь 2025-го при администрации Трампа было изъято 211 тыс. кг запрещенных веществ. Для сравнения: за тот же период год назад, в эпоху Джо Байдена, когда активная кампания отсутствовала, конфискации составили 206 тыс. кг.
Показатели по отдельным видам наркотиков тоже близки. Так, за первые девять месяцев нынешнего года пресечены попытки ввоза 65,5 тыс. кг марихуаны против 58,6 тыс. кг при Байдене. При Трампе за этот же период было изъято 50,7 тыс. кг кокаина, тогда как при Байдене — 56,6 тыс. кг.
С фентанилом ситуация следующая: при предыдущем президенте было изъято 7,5 тыс. кг, при нынешнем — 3,4 тыс. кг. При этом журналисты отмечают, что с большой вероятностью препарат попадает в страну по иным каналам, которые пока не установлены службами. В частности, предполагается, что производители могли начать перевозить фентанил малыми партиями через курьерские службы и почту.
— Меры по изъятию каких-то партий, аресту мелких наркоторговцев, которые потом могут выдать своих непосредственных кураторов и помогут при должном стимулировании со стороны правоохранителей вскрыть значительную часть сети картелей, безусловно, не бесполезны, но борьба с наркоторговлей — это прежде всего повышение информированности людей о потенциальном вреде этих веществ, возможное замещение их какими-то лекарственными препаратами, которые сокращают зависимость, — объяснил Лошкарев.
По словам эксперта, результативными также могут стать шаги, направленные на полное устранение производства наркотиков непосредственно в странах Латинской Америки. Для этого нужно более тесное взаимодействие с конкретными государствами и активизация работы местных властей.
Американская операция в Карибском мореВ то же время у Вашингтона сложные, натянутые отношения с Каракасом, поэтому на повестке остается вопрос о возможности вторжения США или, по крайней мере, точечных ударов по территории Венесуэлы, которая в последнее время готовится отражать возможную агрессию со стороны Соединенных Штатов.
Глава Пентагона Пит Хегсет объявил о начале операции «Южное копье» (Southern Spear). Пока речь не идет о полномасштабной интервенции.
Министр обороны не стал вдаваться в подробности, отметив, что сведения об операции «Южное копье» размещены на сайте военно-морского флота США с конца января 2025 года. Сообщается, что в работе операции предполагается задействование роботизированных кораблей, малых автономных перехватчиков, специальных самолетов и беспилотников.
Ранее Южное командование США заявляло о проведении артиллерийских упражнений в Карибском море на десантном корабле USS Iwo Jima в поддержку указа Трампа о пресечении незаконного оборота наркотиков. Кроме этого судна, по данным Newsweek, вблизи Венесуэлы находятся эсминцы USS Gravely, USS Jason Dunham, USS Sampson, крейсер USS Lake Erie и прибрежный боевой корабль USS Minneapolis-Saint Paul. В зоне дислокации задействованы истребители F-35B, V-22 Osprey, дроны MQ-9 Reaper, патрульные самолеты P-8 Poseidon и персонал базы Рузвельт-Роудс в Пуэрто-Рико. В ближайшие дни к венесуэльским берегам подойдет авианосец Gerald R. Ford.
На этом фоне в начале недели глава Боливарианской Республики подписал закон о создании команд обороны на уровне всей страны, каждого штата и 335 муниципалитетов. Они объединят вооруженные силы, правоохранительные органы, государственные структуры и народные организации в единую систему национальной защиты. Через CNN Николас Мадуро в ходе митинга обратился к гражданам Соединенных Штатов.
«[Призываю население США] объединиться ради мира [в Америке], хватит бесконечных войн, хватит несправедливых войн, хватит Ливии и Афганистана», — сказал он корреспонденту телеканала.
В Москве с тревогой следят за обстановкой в Карибском бассейне.
«Мы надеемся, что не будет предприниматься никаких действий, которые могут привести к дестабилизации обстановки в Карибском бассейне и вокруг Венесуэлы. И что всё будет в соответствии с международным правом», — сообщил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
По словам старшего научного сотрудника Института Латинской Америки РАН Магомеда Кодзоева, основной маршрут поставок наркотиков идет не через Венесуэлу, а по тихоокеанским коридорам — главными поставщиками остаются Колумбия, Перу, Боливия и Мексика. Если транзит через Венесуэлу и имеет место, то он составляет не более 10–15% поставок.
— Здесь имеет место сочетание различных факторов, в том числе политических. Конфликт США и Венесуэлы длится уже довольно долго, и тема наркотерроризма была далеко не самой главной в их отношениях. Агрессивный подход Трампа обусловлен новой доктриной в отношении Латинской Америки. И вызван он желанием нанести такое поражение Венесуэле, которое заставило бы остальные страны региона по иному взглянуть на роль Вашингтона здесь. Своего рода акция устрашения, — говорит Кодзоев.
В заключение эксперт подчеркнул, что в вопросах наркоторговли вся эта политико-военная история может иметь лишь вторичное, опосредованное влияние.