В Тверском районном суде Москвы 14 ноября 2025 года пройдет первое слушание по уголовному делу в отношении известной блогерши и автора популярных онлайн-курсов по продвижению в соцсетях Александры Митрошиной — ей предъявлено обвинение в отмывании денежных средств в особо крупном размере. По версии следствия, блогерша уклонилась от уплаты налогов на сумму свыше 127 млн рублей и затем легализовала часть этих средств посредством покупки столичной недвижимости. Изначально Митрошина признала вину, однако позднее изменила показания. Юристы считают такую тактику рискованной. О том, как новые факты могут сказаться на деле, рассказывает материал «Известий».
Исчерпывающие доказательстваУголовное производство в отношении блогерши-миллионницы Александры Митрошиной, обвиняемой в легализации средств в особо крупном размере, будет рассматриваться по существу в Тверском районном суде Москвы. Первое заседание назначено на пятницу, 14 ноября 2025 года.
Митрошину задержали 7 марта этого года в аэропорту Сочи при возвращении из ОАЭ, где, как утверждают следователи, она жила последние три года. По материалам дела, накопив перед налоговой долг свыше 127 млн рублей, Митрошина в 2021 году провела легализацию части средств через покупку квартиры в центре Москвы.
Как выяснили «Известия», эта квартира стоила блогеру 44 млн рублей. Затем, спустя время, Митрошина через посредника продала жилье за 55 млн рублей. Позже она оформила договор долевого участия на другой объект недвижимости стоимостью 128,1 млн рублей, но через три года расторгла сделку и вернула потраченные на нее средства.
«Собраны исчерпывающие доказательства причастности Митрошиной к совершению указанного преступления. В основу доказательственной базы легли показания свидетелей и самой обвиняемой, протоколы осмотров предметов и документов, а также истребованные по запросам и представленные свидетелями документы ее финансово-хозяйственной деятельности», — сообщили в Следственном комитете.
Сначала Митрошина признала свою вину, но позднее изменила позицию, признавшись в совершении преступления лишь частично.
Ранее Митрошина говорила следствию, что не осознавала, что приобретение квартиры является способом легализации средств. По ее словам, уклонение от уплаты налогов могло случиться из-за того, что она «не обладает специальными знаниями в области бухучета».
— Я признаю свои ошибки, следствию препятствовать не собираюсь, в будущем подобного допускать не буду, — заверила она на заседании по избранию меры пресечения.
В настоящее время Митрошина находится под домашним арестом; суд ограничил ей доступ к мобильной связи и интернету.
Следствие отметило, что одним из смягчающих обстоятельств по делу стало активное содействие Митрошиной в раскрытии и расследовании преступления. Отягчающих обстоятельств, по данным следствия, не выявлено.
Сколько Митрошина должна налоговойСледователи полагают, что Александра Митрошина дробила предпринимательскую деятельность между несколькими индивидуальными предпринимателями. По сведениям источника «Известий» в правоохранительных органах, таких ИП было три — на их счета поступали средства от продажи ее авторских курсов по продвижению в соцсетях.
Следствие считает, что Митрошина действовала умышленно «с целью сокрытия части доходов и получения необоснованной налоговой экономии за счет специального режима налогообложения».
«Митрошина с 2020 по 2022 год, являясь индивидуальным предпринимателем, применяла упрощенную систему налогообложения с допустимым лимитом доходов в 150 млн рублей за 2020 год. Получив доход в существенно большем размере..., в 2020 году она организовала поступление денежных средств от предпринимательской деятельности напрямую на счета трех предпринимателей», — следует из постановления о возбуждении уголовного дела от 24 января 2025 года (есть в распоряжении редакции).
Налоговую проверку в отношении Митрошиной провели еще в 2023 году. Тогда было возбуждено первое уголовное производство об уклонении от уплаты налогов на сумму 127 млн рублей. Летом 2023 года это дело закрыли в связи с возмещением ущерба. Тем не менее это не предотвратило появление нового уголовного дела — уже по статье об отмывании денежных средств. Кроме того, вскрылись и другие недоимки.
По информации «Известий», к началу текущего года блогерша успела выплатить налоговой 666 млн рублей. В начале октября 2025 года столичная налоговая инспекция № 33 подала в Арбитражный суд Москвы требование признать Митрошину банкротом, но заявление оставили без движения из-за «несоответствия предъявляемым требованиям». На тот момент у нее оставался долг перед государством в размере 211 млн рублей, следует из документа.
Заявление налоговой инспекции оставлено без движения до 10 ноября 2025 года, сообщили «Известиям» в московском управлении ФНС.
«На дату подачи заявления у Митрошиной значилось отрицательное сальдо единого налогового счета в размере 210,7 млн рублей. Основной долг — 135,3 млн рублей, пени — 47,2 млн рублей, штраф — 28,1 млн рублей», — сказано в документе.
Однако, согласно акту последней налоговой проверки деклараций Митрошиной, ей осталось выплатить лишь 25 млн рублей — к такому выводу пришли «Известия», ознакомившись с документом. После новой проверки ФНС сократила свои требования к блогерше почти в 10 раз (акт проверки имеется в распоряжении издания). Как выяснилось, Митрошина несколько раз вносила исправления в декларации и «неверно отражала доход» — включала в формы суммы, которые не подлежат налогообложению.
Проблемы с многочисленными корректировками деклараций, по версии следствия, отчасти связаны с бывшими юристами Митрошиной. Следствие считает, что адвокат Алиса Волхова, используя доверительные отношения с подзащитной, вместе с сообщницей, юристом Ольгой Гольцевой, похитила у Митрошиной свыше 40 млн рублей.
«Волхова сообщила заведомо ложные сведения Митрошиной о необходимости передачи ей и Гольцевой денежных средств — с целью обеспечения сохранности, недопущения списания их налоговыми органами, а также решения вопросов с должностными лицами ФНС России якобы в связи с проведением налоговой проверки», — отметили в СК.
В конце октября 2025 года Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере».
Что грозит Митрошиной с учетом новых обстоятельствПо статье о легализации средств в особо крупном размере Митрошиной грозит до семи лет лишения свободы и штраф до 1 млн рублей, сообщил адвокат по уголовным делам, партнер Московской коллегии адвокатов «Вектор Прайм» Альберт Халеян.
— Следствие настаивает на том, что доходы были получены именно в рамках предпринимательской деятельности, что, по их версии, усугубляет вину, — отметил эксперт.
По словам Марии Жировой, старшего партнера адвокатского бюро «Яблоков и партнеры», статья, которая инкриминируется Митрошиной, не допускает прекращения уголовного дела даже при полном возмещении ущерба бюджету.
— Когда дело попадает к судье со 100-процентной статистикой обвинения, это становится испытанием на прочность для самого принципа состязательности. Для защиты это сигнал, что их главная битва может быть не в этой инстанции, а в апелляции или кассации, куда им следует прийти подготовленными, с сильными аргументами, — считает адвокат Альберт Халеян.
Эксперт предупредил, что переход от полного к частичному признанию вины — рискованный шаг со стороны Митрошиной и ее защиты.
— Полное признание вины дает чаще всего скидку в назначении наказания, — пояснил он. — Перейдя на позицию частичного признания, защита сможет попытаться доказать, что не вся сумма была получена преступным путем, или оспорить признаки предпринимательской деятельности. Они идут на риск, но зато получают шанс на более благоприятный исход, используя все процессуальные права.
Кроме того, по мнению Халеяна, Митрошина могла изменить свои показания после возбуждения уголовного дела против ее бывших юристов — возможно, прежние показания были даны под влиянием недобросовестных специалистов.
— Среди смягчающих обстоятельств и погашение долгов на сумму более 600 млн рублей. ФНС — основной «потерпевший» по этому делу, она существенно снизила сумму требований и прекратила дело о неуплате налогов в связи с возмещением ущерба. Это подрывает позицию обвинения по отмыванию, — отметил адвокат.
Прекращение одного уголовного дела не означает автоматического прекращения другого, но это создает весомые основания для смягчения наказания, добавил он.
Альберт Халеян считает, что серия резонансных дел против популярных блогеров, в том числе Александры Митрошиной, «королевы марафонов» Елены Блиновской и Валерии Чекалиной (Лерчек), отражает системный тренд: государство усиливает контроль и требует финансовой прозрачности доходов, получаемых в цифровой среде.
— Дело Митрошиной — это классическая конструкция: неуплата налогов и отмывание средств через покупку активов. А вот блогер Лерчек — это принципиально иная схема. Ее обвиняют по статье «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте». Здесь речь идет о выводе средств за рубеж с использованием подложных документов, — пояснил эксперт.
Уголовное производство в отношении Митрошиной сильно отличается от дела Блиновской, которую приговорили к 4,5 годам лишения свободы, полагает председатель Московской коллегии адвокатов «Абсолют» Полина Денисова. По ее мнению, суд может избрать для Митрошиной более мягкую меру наказания, поскольку обвиняемая пошла на контакт с государственными органами и сразу взяла на себя обязательство по погашению задолженности.