Кабинет министров одобрил законопроект, по которому в России не будут приводиться в исполнение решения международных уголовных инстанций, чья компетенция не базируется на договорах с РФ или на резолюции Совета Безопасности ООН. Ранее российские суды самостоятельно решали, признавать ли и выполнять подобные зарубежные постановления. Эксперты отметили, что эти изменения отражают системную работу по укреплению политического суверенитета страны, а политологи полагают, что при ясных правилах взаимодействие профильных ведомств станет более прозрачным. Подробнее о механизме действия поправок — в материале «Известий».
Что предлагают изменитьВнесение нормы об отказе от исполнения решений международных уголовных судов намерены закрепить в российском законодательстве. Правительственная комиссия одобрила такие поправки в федеральный конституционный закон в понедельник, 10 ноября, сообщили «Известиям» источники в кабмине.
По словам Владимира Груздева, председателя правления Ассоциации юристов России, поправки направлены на закрепление правового суверенитета страны и защиту его от внешних судебных решений.
— Постановления судов иностранных государств, наделенных полномочиями в сфере уголовного судопроизводства и международных судебных органов, компетенция которых не основана на международном договоре России или резолюции Совбеза ООН, не будут подлежать подлежат исполнению в нашей стране, — сказал он.
Если поправки примут, Россия получит право не исполнять решения иностранных и международных судов в тех случаях, когда отсутствует соответствующий международный договор или постановление Совбеза ООН.
— Указанные поправки будут применимы, например, для приговоров Международного уголовного суда (МУС), — сказал Владимир Груздев. — Напомню, что Россия отозвала свое намерение стать участником Римского статута, на основании которого действует МУС.
Речь идет, в частности, о положениях главы VII Устава ООН от 26 июня 1945 года, где изложены меры, применимые при угрозах миру, его нарушениях и актах агрессии. В таких ситуациях Совбез определяет, какие шаги, не предусматривающие применение вооруженных сил, следует предпринять для исполнения его решений.
Перечень возможных действий включает полный или частичный разрыв экономических связей, прерывание железнодорожного, морского, воздушного, почтового, телеграфного, радио и других видов сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если этих мер окажется недостаточно, Совет Безопасности может санкционировать демонстрацию силы, блокаду и другие операции силами воздушного, морского или сухопутного характера государств-членов.
Старший юрист агентства «Михайлов и Ко» Татьяна Курушина считает, что инициатива может быть ответом на случаи, когда решения российских судов игнорировались в западных государствах.
— Фактически поправки исключили альтернативность применения принципа публичного порядка. Таким образом планируется снизить и ограничить влияние иностранных юрисдикций на внутренние дела России, — сказала эксперт.
На текущий момент решение о неприеме и исполнении приговора иностранного суда на территории РФ оставлялось на усмотрение отечественных судебных органов.
— Нововведение устанавливает запрет на исполнение постановлений иностранных судов и международных судебных органов в императивном порядке, — считает юрист.
Практика применения такого принципа вызывала дискуссии из-за нечеткости формулировок и широких возможностей для интерпретаций. Управляющий партнер агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева предупреждает, что в дальнейшем это может создать трудности для бизнеса и граждан.
— Скорость разрешения споров с участием российских граждан снизится, что косвенно может негативно отразиться на инвестиционном климате. Также могут быть поставлены под удар принципы международного сотрудничества в сфере правопорядка, — сказала юрист.
Как могут отреагировать страны ЗападаИлья Щербаков, сотрудник кафедры международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии МГУ, считает, что предлагаемые изменения свидетельствуют о приведении в порядок правовой базы российской власти. По его мнению, они согласуются с поправками в Конституцию 2020 года, одной из которых стало придание приоритета нормам, защищающим права граждан РФ, над международными нормами.
— Усиление конфронтации между Россией и странами Запада после 2022 года стало лишь подходящим рабочим контекстом для проведения таких изменений, — отметил эксперт. — Они оптимизируют международную коммуникацию между профильными органами России и зарубежных, прежде всего, европейских государств и сделают ее более прозрачной.
Олег Ляховенко из Российского общества политологов назвал появление поправок продолжением системной работы по укреплению политического суверенитета РФ.
— В наших основополагающих документах, например, концепции внешней политики, четко указано, что РФ ориентируется на общепризнанные правила и принципы ООН, а международные договоры, которые Россия признает, не должны противоречить Конституции, — сказал он.
Илья Щербаков также напомнил, что в 2022 года Россия вышла из Европейского суда по правам человека, а в процессуальное законодательство страны внесли изменения, по которым решения ЕСПЧ перестали служить поводом для пересмотра дел в российских судах.
— С одной стороны, взаимная «правовая коммуникация» по жалобам в отношении России прекратилась, но, с другой стороны, стало расширяться взаимодействие ЕСПЧ на уровне дипломатии НКО, так или иначе связанных с Россией. — полагает он. — Схожую международную реакцию, вероятно, следует ожидать и в этом случае.
В целом позиция недружественных государств по этому вопросу, по мнению Олега Ляховенко, «очевидно, не заслуживает внимания».
— Что касается стран, заинтересованных в здоровых отношениях с Россией, то они уже имеют огромный опыт прямого либо опосредованного сопротивления навязываемым Западом инициативам, — сказал эксперт.
По мнению Олега Ляховенко, законодательное ограничение на исполнение решений влиятельных международных институтов и последующее разделение мира на различные юрисдикции являются значимой вехой в развитии многополярной системы международных отношений.