Новая цифровая карта древнеримских дорог продемонстрировала, что длина дорожной сети империи оказалась почти на 50% больше, чем считали ранее. Об этом 9 ноября сообщил журнал Science X.
На протяжении пяти лет группа археологов изучала исторические источники, записи о дорожных вехах, спутниковые снимки и аэрофотосъёмку, в том числе оцифрованные кадры времен Второй мировой войны. Эти материалы помогли обнаружить слабо выраженные следы древней инфраструктуры — отличия в растительности, изменения рельефа и особенности структуры почвы.
«Это становится масштабной игрой по соединению точек в масштабах континента», — отметил археолог из Университета Орхуса в Дании, соавтор исследования Том Бругманс.
Ранее считалось, что суммарная протяженность римских дорог составляет около 188 555 км. По результатам новой работы их общая длина приближается к 300 тыс. км и охватывает территории от Испании до Сирии. Особое внимание в исследовании уделили путям в Северной Африке, на равнинах Франции и в греческом Пелопоннесе.
Археолог из Автономного университета Барселоны Адам Пажо отметил, что римляне оставили внушительное наследие. По его мнению, их инженерные решения по сей день лежат в основе дорог, мостов и тоннелей в районе Средиземноморья. Его коллега из Германского археологического института Бенджамин Дуке добавил, что это исследование станет опорой для будущих археологических проектов.
По словам Бругманса, визуализация маршрутов, которыми перемещались римские солдаты, торговцы и дипломаты, позволит глубже осмыслить исторические процессы — распространение христианства, миграции народов и эпидемии. Он подчеркнул, что римская сеть дорог стала основой для транспортных систем Европы и Ближнего Востока.
Ранее, 5 ноября, онлайн-платформа Arkeonews сообщила об обнаружении в Турции наскальных гравировок возрастом около 8 тыс. лет. Эти рисунки нашли на вулканических породах у подножия горы Эрджиес в районе Девели турецкого города Кайсери. По мнению учёных, изображения людей, животных и геометрических орнаментов могли отражать верования, коллективную идентичность или социальные связи местных обитателей, а также символизировать охотничьи ритуалы, общественные собрания или мифологические сюжеты.