Дания потратила $6 млрд на закупки вооружений, чтобы расширить свое присутствие в Арктике, сообщил «Известиям» посол РФ в Копенгагене Владимир Барбин. По его словам, датские власти ведут милитаризацию Гренландии под давлением США. Такие действия «противоречат целям по сохранению Арктики как региона стабильности», заметил дипломат. В то же время американские официальные лица неоднократно указывали на важность Гренландии, а Трамп даже заявлял о возможности купить остров. Эксперты уверены, что НАТО продолжит экспансию в регионе.
Дания усиливает присутствие в АрктикеДания усиливает свое военное присутствие в Арктике на фоне давления со стороны американцев, рассказал «Известиям» посол РФ в Копенгагене Владимир Барбин.
— Дания под давлением США принимает лихорадочные меры по наращиванию своего военного присутствия в Арктике, в особенности в районе Гренландии. В 2025 году для закупки в этих целях вооружений было выделено почти $6 млрд. Участились совместные учения датчан с вооруженными силами стран НАТО, — продолжил он.
При этом милитаризацию Арктики датское правительство пытается оправдывать необходимостью ответа на якобы рост военной угрозы со стороны России.
Это подтверждает и недавний репортаж Bloomberg с острова. Датские власти рассматривают для себя главной угрозой воздушную и морскую активность РФ в регионе, в частности некие российские подлодки, которые плавают под арктическими льдами и выходят в Северную Атлантику.
В 2025 году Копенгаген объявил о двух «арктических сделках» — договоренностях с правительствами Гренландии и Фарерских островов по укреплению военных возможностей в регионе. По ним Дания должна закупить пять арктических кораблей, морскую патрульную авиацию, расширить штат БПЛА, а также создать на островах инфраструктуру двойного назначения.
Важность Гренландии для СШАПризывая Данию усиливать свое присутствие в Арктике, США преследуют в первую очередь коммерческий и лишь потом — геополитический интерес, объяснил «Известиям» младший научный сотрудник ИМИ МГИМО Никита Липунов.
По его словам, Трамп еще с первого президентского срока последовательно и систематически ставил перед союзниками по НАТО вопрос о повышении оборонных расходов. При этом президент США даже спекулировал выходом из блока. В то же время притязания Вашингтона на Гренландию никуда не исчезли.
— В предпринимательской логике Трампа, если США и так фактически отвечают за оборону Гренландии, то либо Копенгаген должен вкладываться в нее не меньше, чем Вашингтон, либо Вашингтон должен «забрать» остров, — отметил Липунов.
Ирония, однако, заключается в другом. В самой Гренландии больше всего опасаются не России, а планов США по получению контроля над островом, уточнил Владимир Барбин.
Глава Белого дома Дональд Трамп неоднократно говорил о важности острова для Вашингтона. Еще во время своего первого срока в 2019 году он заявлял об интересе к покупке Гренландии. После возвращения в Овальный кабинет в 2025 году он снова вывел эту тему на повестку дня. В ходе обращения к конгрессу в марте он сказал, что США получат остров «одним способом или другим». Однако с весны новых высказываний с американской стороны не поступало.
На данный момент для Трампа вопрос Гренландии отошел на второй план, подчеркнул в разговоре с «Известиями» программный менеджер РСМД Константин Суховерхов.
— Вопрос Гренландии просто временно выпал из актуальной повестки Вашингтона, потому что сейчас важнее урегулирование конфликтов в Газе и на Украине. К тому же США ведут торговые переговоры с Китаем, мы видим и продолжающееся введение пошлин, в том числе в отношении партнеров Вашингтона. Сейчас у Трампа и его администрации есть действительно более насущные вопросы, чем переговоры по Гренландии, — уверен эксперт.
В то же время сам по себе остров действительно представляет ценность для Вашингтона. Контроль над Аляской делает из США арктическую державу, однако сам по себе этот штат очень непростой в освоении, отмечает Суховерхов. Трудный рельеф значительно усложняет создание там инфраструктуры. Препятствует этому и неразвитость (в сравнении с Россией) ледокольного флота. Гренландия в этом отношении гораздо более удобна для США, добавил эксперт.
— Это также и еще одна транспортная цель, потому что льды в Арктике тают. Через арктические архипелаги можно будет провести транспортный маршрут, условно, Нью-Йорк – Сиэтл или прямо из Нью-Йорка без Панамского канала проплывать через север в условный Шанхай, Гонконг, Сингапур, — уточнил Суховерхов.
В Гренландии уже находятся военные базы США. Во время холодной войны численность американских военнослужащих на острове была в районе 10 тыс., сейчас их там гораздо меньше, но они несут круглосуточное дежурство, отметил заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.
Россия в АрктикеВ Арктическом регионе стоит и дальше ждать разрастания инфраструктуры НАТО, считает Кошкин. На данный момент семь из восьми арктических стран — участники Североатлантического альянса, все они будут работать на то, чтобы выдавить Россию из региона.
— Приглашение Данией в Арктику НАТО увеличивает конфликтный потенциал в регионе. Такое развитие событий особенно опасно в условиях отсутствия между нашими странами диалога по военно-политическим вопросам и нежелания со стороны Дании восстановить конструктивное международное сотрудничество в Арктике с участием России, — рассказал Владимир Барбин.
Он добавил: предпринимаемые Данией под аккомпанемент антироссийской риторики военные приготовления противоречат целям по сохранению Арктики «как региона стабильности и низкой напряженности».
По данным Politico, к потенциальному конфликту с РФ в Арктике готовится и Великобритания. Лондон проводит учения в норвежском городе Буде, где британские военные планировщики отрабатывают сценарии действий на случай прямого столкновения с Москвой в этом регионе.
На сегодня западные страны видят в России перманентную угрозу, особенно в таких чрезвычайно важных регионах, как Арктика, подчеркнул Кошкин. В этом месте пересекаются интересы коллективного Запада и РФ.
Регион особенно важен, потому что из-за таяния льдов он может стать круглогодичным маршрутом из Китая в Европу, объяснил в разговоре с «Известиями» руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Леонид Маркович. В Арктике также есть большое количество полезных ресурсов.
— Арктика теплеет быстрее, чем остальной мир, поэтому там возникает куча проблем на побережье. Надо вкладывать в порты, для того чтобы шло интенсивное судоходство, надо делать глубоководные подходы к ним. Всё это требует инвестиций, это тоже некоторый драйвер, — сказал эксперт.
Россия уже использует Северный морской путь, который проходит вдоль арктического побережья от пролива Карские Ворота у Новой Земли до Берингова пролива. По Севморпути ходят компании разных стран, в том числе Японии, Китая и Норвегии, однако основной трафик создает именно Россия. Объем грузопотока по СМП за 2024 год превысил 37 млн т.
— Мы его используем исторически в основном для обслуживания своей побережной линии в теплое время, — отметил Маркович.
Для дальнейшего освоения Арктики требуется развитие ледокольного флота, подчеркнул эксперт. У РФ он сейчас самый мощный. В настоящий момент в распоряжении России есть более 40 ледоколов, включая атомные и дизельные.
Россия уже развернула достаточную инфраструктуру в Арктике, чтобы обеспечивать безопасность своих интересов, считает Кошкин. Если же что-то изменится, то РФ придется соответственно усиливать свои возможности в регионе.