Фиксация повреждений ускорит расселение аварийного дома


Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

В Якутске сгорел дом, признанный аварийным в 2017: погибли трое

В Якутске в результате пожара в деревянном многоквартирном доме погибли три человека, в том числе два подростка 11 и 14 лет. Еще 20 человек были эвакуированы. Дом уже давно — в 2017 году — был признан аварийным, однако сроков переселения жители не знали. Есть ли у людей, которые живут в опасных домах, шанс на внеочередное получение новой квартиры и что делать с программой, которая не успевает за количеством вновь выявляемых непригодных для жилья зданий, разбирались «Известия».

Какой дом сгорел в Якутске

Пожар, приведший к трагедии, произошел днем в четверг: загорелся деревянный дом по адресу ул. Халтурина, 67/3. Погибли два подростка 11 и 14 лет, а также мужчина. Мэр города Евгений Григорьев сообщил, что еще 20 человек были эвакуированы.

По факту возгорания возбудили уголовное дело по статье о причинении смерти по неосторожности, сообщили в региональном СУ СК. Прокуратура также проводит проверку.

В местных СМИ сразу обратили внимание на статус этого дома: еще в ноябре 2017 года он был признан аварийным. Его построили в 1971 году, сейчас там прописаны 24 семьи. Всего, согласно открытым данным, расселению по федеральной программе оттуда подлежало 53 человека.

Сейчас погорельцам предоставят временное жилье в маневренном фонде.

Почему программа переселения не успела

Известно, что финансирование переселения из домов, признанных аварийными после 1 января 2017 года, начнется в Якутии только с 2026 года — об этом сообщал глава региона Айсен Николаев в сентябре. Между тем соседним домам повезло чуть больше: они попали в списки на переселение как построенные раньше. В этом году, например, расселили дом 65 по улице Халтурина — похожую деревянную двухэтажку, которую возвели еще в 1962 году.

Генеральный директор фонда «Институт развития города» Александр Пузанов подчеркивает, что трагедия, которая произошла в Якутске, может быть только косвенно связана с аварийным статусом дома: такое, к сожалению, случается и в обычных домах.

— Проблема в том, что проживание действительно может быть небезопасным, а темпы решения — неудовлетворительными, — сказал он «Известиям».

Зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева замечает, что Якутия — один из «лидеров» в стране по количеству жилья, признанного аварийным. И именно этот регион недавно внес в Госдуму законопроект, предлагающий продлить сроки реализации программы переселения, так как не все регионы завершили один из ее этапов к сроку.

— Количество жилья, конечно, не оправдывает проблему с невыполнением программы. Федеральные деньги на это доводились надлежащим образом. В 2024 году должно было закончиться переселение домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года. А значит, те дома, которые обрели такой статус с 2017 по 2022 год, должны были расселяться с 2025 года, — сказала депутат «Известиям».

Как ускорить переселение из аварийного дома

Светлана Разворотнева также подчеркивает, что признание дома аварийным не означает, что он опасен и жить в нем нельзя. Однако в случае, если угроза обрушения становится реальной, органы местного самоуправления могут расселить людей раньше, объявив локальную чрезвычайную ситуацию.

— И тут всегда встает вопрос, куда переселять. Потому что теоретически для таких задач должен быть маневренный фонд, но его в муниципалитетах очень часто просто нет или он в таком состоянии, что люди отказываются туда переезжать. И это огромная проблема, — добавила она.

Эксперт направления «Народный фронт. Аналитика», генеральный директор Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) Федор Выломов объясняет, что для обоснования опасности проживания в аварийном доме нужно фиксировать все его повреждения и наличие прямых угроз для проживания — например, состояние несущих конструкций. Затем нужно обращаться с жалобами в местную администрацию, жилищную инспекцию и прокуратуру, аргументировать свое право на приоритет и корректировку программы.

— В исключительных случаях могут подаваться судебные иски к органам власти за неисполнение обязанностей по расселению, которое несет риски здоровью и безопасности жителей, — сказал он.

В Фонде развития территорий «Известиям» рассказали, что с 2022 года в первоочередном порядке переселению подлежат многоквартирные дома при наличии угрозы обрушения.

— Такая угроза подтверждается заключением специализированной организации по результатам дополнительного обследования, — отметили в пресс-службе фонда. — Для его проведения собственники могут обратиться самостоятельно в специализированную организацию либо направить обращение в органы государственного жилищного надзора, местного самоуправления, прокуратуры.

Ускорить работу по расселению в том числе помогает дополнительная инициатива субъектов, когда для решения этой социально значимой задачи они направляют средства своих бюджетов. Однако тут всё упирается как раз в возможности бюджетов — на это мало кто идет, замечает Александр Пузанов.

Есть ли альтернативные способы переселения

Федор Выломов отмечает, что на федеральном уровне запущены дополнительные инструменты, которые по идее могут ускорить процедуру переселения. Это механизм комплексного развития территорий (КРТ), в который могут включаться такие дома — они идут под снос, а жителям предоставляют либо выплату, либо новое жилье.

Александр Пузанов отмечает, что в этом случае жители могли бы сами найти инвестора, которому интересна застройка этой территории, после чего оформить на нее официальный проект КРТ.

— Это классические схемы редевелопмента: девелопер выкупает квартиры у собственников, берет на себя расходы по переселению и уже после этого использует участок под строительство нового жилья или смешанного проекта. Но это возможно лишь в экономически привлекательных локациях — в центре крупных городов, рядом с набережными, в районах с хорошей транспортной доступностью, — говорит соучредитель Kronung Group Филипп Шраге. — Там разница между стоимостью земли и будущим проектом оправдывает затраты на расселение. Во всех остальных случаях без государственной поддержки такие проекты просто невыгодны.

Основатель инжиниринговой компании «Элемент», член-учредитель ассоциации «НОТЕХ» Алексей Лукьянчиков отмечает, что также есть случаи, когда жильцы объединяются в кооператив и строят новое жилье самостоятельно.

— Такие механики тоже требуют экономической мотивации: участок должен быть ценным для инвестора. В небольших населенных пунктах такие варианты практически невозможны, там основным инструментом остается именно государственная программа, — сказал он «Известиям».

Каково будущее программы

Светлана Разворотнева отмечает, что ни новые меры, ни действующая с 2008 года программа переселения аварийного жилья за государственный счет пока не позволяют радикально сократить количество таких домов по всей стране. Появление нового аварийного жилого фонда опережает темпы переселения.

Этому много причин, в том числе и ненадлежащее, некачественное содержание домов, несовершенство программ капремонта, говорит она.

— Часто вижу дома одного и того же года постройки, но в совершенно разном состоянии. Практика признания домов аварийными показывает, что всё начинается с мелочей: первый раз не залатали перед осенним сезоном крышу, первый раз не откачали воду из подвала, — подтверждает адвокат Анастасия Митюсова. По ее словам, своевременные вызовы управляющей компании, своевременная жалоба помогут не допустить износа дома.

Александр Пузанов отмечает, что за рубежом в принципе нет государственных программ по переселению из ветхого жилья и собственникам просто невыгодно доводить дом до аварийного состояния. Поэтому, на его взгляд, должен быть создан экономический механизм, который вообще не будет допускать появления аварийного жилья.

Алексей Лукьянчиков считает, что важно переходить от обследования домов по факту жалоб к плановому, с фиксированием состояния конструкций и прогнозом срока безопасной эксплуатации. Тогда переселение перестанет быть реакцией на критическую ситуацию, а станет управляемой частью жизненного цикла здания.

— Сейчас также обсуждаются новые варианты и механизмы переселения, в том числе переселение граждан в наемные дома, а не предоставление квартир, но пока еще законопроект даже не внесен в Госдуму, — рассказала Светлана Разворотнева.

В Фонде развития территорий также подчеркнули в комментарии «Известиям», что расселение аварийного жилья — в целом уникальная программа в мировой практике.

— С 2019 года из 15,2 млн кв. м непригодного жилфонда в новые квартиры переехали более 898 тыс. человек. Сегодня реализация программы продолжается в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни», с 2025 по 2030 год запланировано к переселению 345 тыс. человек из 6,2 млн кв. м аварийного жилья, — рассказали в пресс-службе фонда.

Лента

Все новости