Политолог оценил потепление отношений Беларуси и США


Фото: РИА Новости/Максим Блинов

США сняли санкции с Белавиа — первый реальный жест навстречу Минску

США сняли санкции с главной белорусской авиакомпании «Белавиа», а также вывели из-под ограничений несколько конкретных самолетов. Это первый предметный шаг Вашингтона навстречу Минску после нескольких месяцев переговоров. «Известия» разбирались в том, как далеко может зайти диалог двух стран.

Полет формальный

США официально сняли санкции с авиакомпании «Белавиа». Перевозчик снова может участвовать в финансовых операциях, в том числе получать и отправлять деньги американским контрагентам. Отдельно из списка заблокированных исключен самолет Bombardier Challenger 850 с регистрационным номером EW-301PJ, который используют высокопоставленные чиновники правительства Белоруссии.

Кроме того, Минфин США выдал лицензию, которая временно разрешает операции с тремя самолетами, «имеющими отношение к Александру Лукашенко и предприятию «Славкалий». Подчеркивается, что эти три борта с номерами EW-001PA, EW-001PB и EW-001PH больше не считаются заблокированными активами, им разрешены перелеты, обслуживание и другие коммерческие и технические операции.

Гендиректор «Белавиа» Игорь Чергинец назвал произошедшее значимым для авиакомпании событием. «На пассажирах это никак не отразится. Мы как работали стабильно, так и продолжаем выполнять свои обязанности. Но в непубличной части изменения, безусловно, будут. Улучшатся поставки запчастей и компонентов из США, нам будет проще работать с долларом», — подчеркивает он.

В конце октября глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Москва приветствует снятие с «Белавиа» американских санкций, хотя считает происходящее «лукавой историей». «На самом деле это очень ограниченное исключение из сохраняющегося режима санкций. Там и по дальности полетов, и по запчастям все это остается в зависимости от американской стороны. Так что здесь больше, я бы сказал, внешнего эффекта», — отметил он.

Двери закрываются

Отношения Вашингтона и Минска в очередной раз испортились в 2020 году. Тогда в Белоруссии прошли президентские выборы. Согласно официальным данным, победу одержал Александр Лукашенко, но оппозиция и стоящий за ней Запад не признали результаты. В стране прошли масштабные акции протеста, после которых в отношении Минска были введены многочисленные санкции Евросоюза и США.

В дальнейшем отношения ухудшились еще больше. В мае 2021 года самолет, который следовал из Афин в Вильнюс, был принудительно посажен в Минске, а находившийся на борту оппозиционный журналист и блогер Роман Протасевич задержан. Всё это привело к новому витку напряженности: Евросоюз запретил белорусским авиаперевозчикам использовать свое небо, США разорвали соглашение о воздушном сообщении.

В 2022 году после начала СВО давление усилилось еще больше. Вашингтон тогда значительно расширил свои санкционные списки, добавив туда белорусские банки, оборонные предприятия, а также множество чиновников и военнослужащих. Госдеп приостановил работу посольства США в Белоруссии, из страны вывезли семьи американских дипломатов.

В условиях тяжелого кризиса отношения двух стран находились до начала нынешнего года, когда президентом США стал Дональд Трамп. Вашингтон при нем меньше руководствуется идеологическими установками, действует зачастую в логике бизнес-сделок. Кроме того, Трамп поставил себе задачу остановить боевые действия на Украине, а также снизить влияние Китая в Евразии, для решения этих задач понадобилась и нормализация отношений с Минском.

В Белоруссии ситуация к началу нынешнего года тоже заметно изменилась. Власти страны полностью зачистили политическое пространство от своих противников. В январе прошли новые президентские выборы, на них очередную победу одержал Александр Лукашенко, в некотором смысле страница 2020 года была окончательно закрыта.

Осторожный прорыв

Зимой начался довольно осторожный диалог двух стран. Первый контакт произошел в феврале, когда в Минск приехал заместитель помощника госсекретаря США Кристофер Смит. Это стало первой за пять лет встречей белорусского президента с высокопоставленным чиновником Госдепа. По итогу переговоров на свободу из белорусской тюрьмы отпустили принимавших участие в массовых беспорядках Андрея Кузнечика и Елену Мовшук, а также неназванного гражданина США.

В дальнейшем по такой же схеме прошло еще несколько раундов. Так, в апреле и сентябре Лукашенко принимал спецпредставителя президента США Джона Коула, в июне Минск посетил спецпосланник Трампа Кит Келлог. Всякий раз белорусские власти после переговоров отпускали кого-то из заключенных, самой знаковой фигурой среди нескольких десятков освобожденных стал один из инициаторов массовых протестов 2020 года Сергей Тихановский.

Важнейшее событие также произошло в августе. Тогда Дональд Трамп перед переговорами с Владимиром Путиным на Аляске поговорил по телефону с Александром Лукашенко. После беседы в своих соцсетях американский лидер назвал собеседника «глубокоуважаемым президентом», хотя раньше на Западе не признавали легитимность главы белорусского государства и не называли его должность.

В таких условиях белорусские власти долгое время довольствовались символическими жестами — сам факт встреч с высокопоставленными американцами уже был важен для Минска, потому что свидетельствовал о прорыве дипломатической блокады. Снятие санкций с «Белавиа» стало первым предметным шагом Вашингтона навстречу Минску. Сложно, однако, сказать, насколько далеко стороны готовы зайти.

Во-первых, ряд ограничений на полеты для «Белавиа» сохраняются, лайнерам компании запрещено совершать рейсы в Россию, на Кубу, в Иран, КНДР и Сирию. Во-вторых, проблемы авиации для Белоруссии далеко не на первом месте, Минск хотел бы добиться снятия эмбарго на поставку калийных удобрений и нефтепродуктов, но в этих вопросах он больше зависит от Евросоюза, который продолжает занимать жесткую позицию.

Что говорят эксперты

Белорусский политолог Петр Петровский отмечает, что Минск не питает иллюзий по поводу диалога с западными странами.

— Определенное улучшение ситуации произойдет, потому что в эксплуатации у «Белавиа» в большинстве своем самолеты американского производства. С другой стороны, глобальных изменений не будет, потому что Евросоюз свои санкции не отменил. Соответственно, «Белавиа» не сможет совершать рейсы в страны ЕС и пролетать в европейском небе, — объясняет он.

Эксперт добавляет, что и диалог с США вызывает настороженность.

— Мы видим, что Вашингтон ведет двойную игру. С одной стороны, говорят о готовности улучшить отношения. С другой, стимулируют агрессивную милитаристскую политику Польши и стран Балтии, науськивают их закрывать границу с нашей страной и предпринимать другие недружественные шаги. В Минске об этом хорошо знают, поэтому уровень недоверия в отношении администрации Трампа высокий, — рассуждает он.

Руководитель центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич говорит, что снятие санкций с авиакомпании поможет белорусской гражданской авиации.

— Американцы смогут ремонтировать самолеты своего производства, для «Белавиа» это серьезный плюс. При этом остается немало ограничений. Лайнерам нельзя летать в ЕС, потому что продолжают действовать европейские санкции, Вашингтон также граничил полеты в восточном направлении. Наконец, это не самый главный вопрос в отношениях Минска и Запада. Ключевым является возобновление экспорта белорусских калийных удобрений, а здесь именно Европа была основным покупателем, сейчас позиция Брюсселя никак не поменялась, — подчеркивает он.

Эксперт также призывает не ждать прорывов во взаимодействии Белоруссии и США.

— На самом деле Минск гораздо больше нуждается в улучшении отношений с соседями, в том числе с Польшей и Литвой, хотя, конечно, при сохранении своего суверенитета. Ничего такого сейчас не просматривается. К тому же многое зависит от общей ситуации в регионе. Возможно, в случае прекращения российско-украинского конфликта и у Беларуси улучшатся отношения с соседями. Хотя и в этом случае быстрых изменений я не ожидаю, — полагает он.

Лента

Все новости