США пытаются вытеснить Россию из Центральной Азии


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Виноградов

США врываются в Центральную Азию: ресурсы, ИИ и противостояние с РФ

США стремятся нарастить влияние в Центральной Азии. 6 ноября в Вашингтоне прошел саммит «С5+1» с участием лидеров пяти стран региона. На обсуждение выносились вопросы экономического и экологического сотрудничества, однако главной целью Вашингтона в регионе остаются запасы полезных ископаемых. Также важен и еще один аспект: по мнению экспертов, с которыми беседовали «Известия», Вашингтон пытается ослабить позиции России. Тем не менее тяжело назвать эти усилия полностью успешными — Москва по-прежнему будет ключевым партнёром государств Центральной Азии. Вместе с тем у США есть определенные ниши для укрепления влияния: цифровизация, технологии и ИИ.

Саммит в формате «С5+1»

6 октября в Вашингтоне состоялась встреча «США-Центральная Азия» («С5+1») с присутствием глав Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, которых в своей столице принимал Дональд Трамп.

Проведение саммита вновь свидетельствует о возрождении интереса США к региону: предыдущая встреча прошла в 2023 году. Формат «С5+1» все чаще используется крупными внешнеполитическими игроками для взаимодействия со странами Центральной Азии — в таком ключе уже велись переговоры с Китаем и Евросоюзом. Кроме того, в октябре 2025-го в Душанбе состоялся саммит «пятерки» и РФ.

Тематикой саммита в Вашингтоне были экономические и экологические вопросы, сотрудничество в области безопасности и энергетики. Однако главной темой дискуссий стал американский интерес к запасам полезных ископаемых в Центральной Азии; ЕС также неоднократно проявлял интерес к этим ресурсам.

Штаты давно открыто демонстрируют заинтересованность в ресурсах: 5 ноября госсекретарь Марко Рубио об этом прямо заявил на встрече с главами МИД региона. «Вы стремитесь освоить ресурсы, которыми Бог благословил ваши страны и которые позволят вам диверсифицировать экономику. Я лично намерен посетить все пять стран в следующем году. Поездка, вероятно, займет неделю», — подчеркнул он.

Ранее посол США в Казахстане Джули Стафт отмечала, что одной из ее первоочередных задач на новом посту станет привлечение американских инвесторов к разработке критически важных полезных ископаемых в республике. США также участвуют в разведке редкоземельных металлов на месторождении «Акбулак».

Природные богатства региона, в частности редкоземельные элементы и уран, необходимы Соединенным Штатам для снабжения промышленности, включая атомную энергетику и оборонный сектор.

Вместе с тем Вашингтону придется что-то предложить в обмен — например, инвестиции и расширение торговых связей. Накануне саммита стало известно, что в сенат США планируется внести предложение об отмене поправки Джексона – Вэника для стран Центральной Азии.

Справка «Известий»

Поправка Джексона – Вэника, принятая в 1974 году, изначально запрещала предоставлять торговые преференции странам, ограничивающим эмиграцию своих граждан. Эта поправка была направлена в основном против бывшего Советского Союза. Страны Центральной Азии обрели независимость более 30 лет назад, однако эти ограничения до сих пор мешают торговле и сотрудничеству со Штатами.

Однако отмену этой поправки не стоит рассматривать как знак кардинального роста заинтересованности США в регионе.

— В целом интересы США в Центральной Азии носят исключительно инструментальный характер. Регион сам по себе не представляет ценности для Вашингтона — его интересуют прежде всего природные ресурсы, которых в США не хватает, — заявил «Известиям» заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин.

Еще одним мотивом встречи была и личная роль самого Трампа. В регионе сейчас нет обостренных конфликтов, однако, по всей видимости, Трампу важен личный вклад в развитие Центральной Азии. По мнению научного сотрудника Института Востоковедения РАН Дарьи Сапрынской, при нынешнем лидере США будут стремиться создавать впечатление естественного партнерства.

Роль России в регионе

Ключевой целью США в Центральной Азии несомненно является сдерживание влияния России и Китая. В 2024 году товарооборот США с регионом составил $7 млрд, тогда как у Китая и РФ он превышал $66 млрд и более $45 млрд соответственно.

— Вашингтон пытается укрепить свое влияние через инфраструктурно-энергетические и цифровые инициативы, с упором на суверенизацию стран региона и размывание евразийских форматов, — добавила Дарья Сапрынская.

При этом Россия уже много лет остается главным экономическим и политическим партнером всех государств Центральной Азии.

— Нас связывают не просто история и культурный код, но и конкретные проекты: строительство АЭС, обширная сеть российских вузов, миграционные потоки, инфраструктурные и инвестиционные проекты, — уточнила она.

Сегодня Москва обеспечивает более 30% внешней торговли Центральной Азии, продолжает расти объем расчетов в национальных валютах с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, который уже превышает 80%. Россия также вкладывает инвестиции в страны региона. Лидером сотрудничества остается энергетика: «Росатом» реализует проекты по строительству АЭС в Узбекистане, Казахстане и Киргизии и готов обсуждать с Таджикистаном варианты строительства АЭС различной мощности.

РФ возводит крупные индустриальные парки в регионе: в Узбекистане уже действуют «Чирчик» и «Джизак», рассматривается открытие еще двух объектов — в Бухаре и Навои. Аналогичный проект планируется и в Таджикистане: его строительство должно завершиться до ноября 2027 года.

Стороны также взаимодействуют в рамках международных организаций, таких как ШОС и ЕАЭС. Вопросы безопасности отрабатываются в рамках ОДКБ.

Вторичные санкции США

Тем не менее следует отметить, что Россия сейчас в основном делает акцент на совместном прошлом, но не формулирует четкого образа общего будущего. И именно это пространство, по мнению экспертов, могут заполнить США, продолжила Дарья Сапрынская.

— Не следует забывать и о реальном рычаге давления Запада — вторичных санкциях, — отметила она. — Пока страны региона успешно лавировали, однако опасения по поводу возможного попадания под такие меры в странах Центральной Азии остаются значительными.

Ранее США не раз угрожали введением вторичных санкций в отношении региона за организацию реэкспорта в РФ.

В общем у Вашингтона есть возможность усилить присутствие в отдельных областях — в том числе в ИИ, цифровой инфраструктуре, дата-центрах и технологиях — что со временем может изменить характер взаимодействия регионов с Россией в некоторых сферах.

— Саммит создаст дополнительную конкуренцию между проектами, но не приведет к антагонизму: он укрепит транспортно-логистическую и цифровую повестку, где Казахстан выступает движущей силой региона и площадкой для диалога, при этом сохраняя стратегическое партнерство с Россией, — отметил «Известиям» директор Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев.

Однако из-за плотных межотраслевых связей и широкого сотрудничества Вашингтону вряд ли удастся разорвать связи России с государствами Центральной Азии.

— География, глубина кооперации, логистика и культурно-языковая среда — это «длинные» факторы. Для ЦА больше США совершенно не означает, что это «меньше России», а больше опций в рамках проверенной многовекторности, — резюмировал он.

В Москве отметили, что рассматривают саммит лидеров стран Центральной Азии в формате «С5+1» в США как нормальное развитие внешней политики и выстраивание собственных отношений с партнерами. «Это право любого государства — выстраивать свои внешние планы», — сказал официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.

Лента

Все новости