НАТО ищет замену контингенту США на восточном фланге


Фото: Global Look Press/Timothy L. Hale/ZUMAPRESS.com

США сокращают войска в Европе — кто заменит их на восточном фланге?

После сокращения американских военных в Европе все ключевые командные посты и механизмы управления останутся в руках США, сообщил «Известиям» посол РФ в Румынии Владимир Липаев. При этом, по словам посла России в Болгарии Элеоноры Митрофановой, пополнения для отдельных стран могут прибывать не только от соседних членов НАТО, но и от государств вне региона. В любом случае европейским столицам в условиях уменьшения американского участия в усилении восточного фланга альянса приходится заново выстраивать собственную систему безопасности. Союзники утверждают, что имеет место перераспределение нагрузки. В материале «Известий» разбирают, хватит ли у Европы ресурсов для восполнения возникающих пробелов без привычной опоры на Вашингтон и кого можно привлечь в качестве резервов.

Американские войска не покинут Европу полностью

США уменьшают численность своих сил в ряде стран Восточной Европы. На авиабазе Михаил Когэлничану в Румынии американский контингент снизится с 1,7 тыс. до 1 тыс. военнослужащих, сообщили в оборонном ведомстве страны. Подобные сокращения ожидаются и в Болгарии, Словакии, Венгрии. В то же время контроль и командование останутся под управлением США.

— Речь идет не об уходе американцев из региона, а о переформатировании их присутствия согласно меняющимся подходам к военно-стратегическому планированию, — заявил «Известиям» посол России в Румынии Владимир Липаев. — Независимо от того, сколько военнослужащих будет находиться на базах в Европе, все командные позиции и контрольные рычаги остаются у США.

Дипломат подчеркнул, что у Вашингтона сохраняется способность оперативно увеличивать численность своей группировки в регионе, если он сочтет это необходимым для собственных интересов.

— Потенциальное уменьшение контингента США не означает уход Соединенных Штатов из Болгарии или региона, хотя и вписывается в озвученную президентом США Дональдом Трампом логику о том, что странам Европы следует взять свою безопасность в собственные руки, — сказала «Известиям» посол России в Болгарии Элеонора Митрофанова. — В Болгарии расположены и многонациональные войска НАТО. Более того, София призывает военизированный блок наращивать свое присутствие в стране.

Она отметила, что пополнения для ряда стран могут поступать не только от региональных членов альянса, но и от государств, расположенных за пределами региона. По мере вывода частей США их роль частично смогут взять на себя европейские контингенты, а также нерегиональные силы НАТО, прежде всего Канада и, в определенном смысле, Великобритания.

Главным мотивом перемещений американских сил называется перераспределение ресурсов в ответ на другие угрозы безопасности, прежде всего в Индо-Тихоокеанском регионе, где США усиливают противодействие Китаю. Американская позиция — европейцы должны больше заниматься собственной обороной. «Наш приоритет — безопасность собственных границ и сосредоточение на рисках, связанных с растущей конкуренцией с Китаем», — заявлял министр обороны США Пит Хегсет.

Эта логика сочетается с требованиями Трампа о повышении расходов на оборону в странах НАТО до 5% ВВП и с ожиданиями, что ЕС возьмет на себя значительную долю затрат на поддержку Украины.

Посол РФ в Румынии подчеркнул, что сокращение американского присутствия не поменяет роль Бухареста в конфликте на Украине.

— Румыния как продолжала, так и будет продолжать оказывать военную поддержку киевскому режиму, что она, собственно, и не отрицает. Конкретные объемы «помощи» и ее структура по-прежнему держатся в секрете, скорее от собственного налогоплательщика, чтобы не задавал лишних вопросов, — рассказал Владимир Липаев.

По оценке посольства, основная задача, возложенная на Румынию руководством НАТО, — обеспечение военного транзита на Украину через общую границу, и Бухарест продолжает выполнять эту функцию максимально тщательно.

Примет ли Россия ответные меры

Эксперты, опрошенные «Известиями», отмечают, что по мере сокращения американского присутствия на его место могут прийти европейские контингенты. На такую перспективу указывали и некоторые западные издания.

— В Восточной Европе небольшое количество контингента, поэтому, конечно, они могут его самостоятельно заместить. Европе это нужно в первую очередь для компенсации баланса сил, потому что так или иначе милитаризация в регионе продолжается, — говорит «Известиям» эксперт Центра военно-экономических исследований Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ Александра Зуева.

В то же время подобный переход потребует значительных расходов на содержание собственных вооруженных сил.

— Замена теоретически действительно может произойти, но не стоит ожидать этого в ближайшее время, — поделился с «Известиями» мнением заведующий сектором международных военно-политических и военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Прохор Тебин.

На фоне постепенного ослабления влияния США ЕС уже активизировал шаги по усилению собственной обороноспособности. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила план перевооружения на сумму €800 млрд. В рамках инициативы страны Союза наращивают выпуск боеприпасов и ведут совместные разработки вооружений. Так, немецкий концерн Rheinmetall намерен возвести в Болгарии производство боеприпасов стоимостью €1 млрд.

— Планы по строительству завода вызывают много вопросов и у экспертов, и у оппозиционных нынешнему правительству Болгарии политпартий, начиная от финансирования и заканчивая пагубным воздействием производства пороха на экологию и нормальную жизнь людей. Но самый главный, на мой взгляд, связан с тем, что означает само строительство подобного объекта: наращивание военной мощи. Против кого вооружается Болгария? Пока честного ответа на этот вопрос никто из руководства страны не дал, — отметила Элеонора Митрофанова.

ЕС также обеспокоен, что уход американских войск затронет региональную систему безопасности, в том числе приведет к утрате американского ядерного зонтика. Президент Франции Эммануэль Макрон предложил распространить французский ядерный потенциал на Европу, а Париж и Лондон договорились о согласовании своих ядерных сил.

В российской интерпретации происходящее выглядит как техническая перестановка сил, без резкого сдвига баланса в регионе.

— От лишнего батальона сухопутных войск или десантников в Болгарии серьезно ничего особо не изменится. Никакой специализированной реакции ожидать не стоит, потому что никакого кардинального изменения ситуации пока мы не видим. Милитаризация, как она шла, на таком уровне и продолжается, — считает Прохор Тебин.

Эксперты предупреждают, что если вместо уходящего американского контингента придут более боеспособные подразделения из Западной Европы, Россия может задуматься о контрмере. «Однако сейчас говорить об этом рано», — полагает Александра Зуева.

Какие страны могут заменить американские контингенты

Альянс настаивает, что общая численность сил на восточном фланге не уменьшится — изменится лишь распределение ответственности. Ведущую роль берет на себя Франция, которая уже командует группой в Румынии и рассчитывает увеличить контингент до 4–5 тыс. человек к 2027 году. Немецкий бундесвер, разместивший постоянную 45-ю танковую бригаду в Литве и увеличивший оборонные расходы до 2,2% ВВП, может усилить присутствие и в южном секторе. Польша, армия которой выросла до 250 тыс. человек при расходах 4% ВВП, готова наращивать силы в Словакии и Венгрии.

Северный фланг поддерживает Канада: Оттава увеличивает бригаду в Латвии до 2,2 тыс. человек. Великобритания сохраняет 1,1 тыс. военнослужащих в Эстонии и обещает сформировать дивизию к 2030 году. Италия, руководящая группировкой в Болгарии, может добавить инженерные и логистические подразделения. В результате крупные европейские державы совместно с Канадой формируют новый каркас сдерживания без прямого американского участия.

Отдельно отмечена Турция: хоть ее обычно не относят к «европейским» странам в контексте восточного фланга, Анкара участвует в болгарской группе, держит войска в Косово и могла бы усилить присутствие в Румынии (через Черное море). Ограничениями для ее вклада служат политические трения с Грецией и Кипром и партнерские связи с Россией.

Партнеры НАТО из Индо-Тихоокеанского региона пока играют скорее символическую роль: Австралия, Новая Зеландия, Япония и Южная Корея направляют небольшие ротации для учений, но не рассматриваются как полноценная замена американским бригадам.

Лента

Все новости