Россия ведет переговоры о вовлечении ключевых государств Глобального Юга в разработку кластера критических металлов в Сибири. Об этом на встрече с научным сообществом в Красноярске сообщил секретарь Совета Безопасности РФ Сергей Шойгу. По его оценке, появление такого кластера необходимо для того, чтобы Россия смогла занять лидирующие позиции в шестом технологическом укладе. Для реализации замысла формируются перспективные научные центры, а интерес к проекту проявляет также бизнес. Эксперты отмечают, что создание кластера потребует крупных инвестиций, но одновременно усилит экономический суверенитет страны.
Визит Шойгу в регионы СибириПоездка Секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу в Красноярский край и Хакасию, хоть и соответствовала его давней работе по развитию Сибири, носила особый характер. Главным вопросом визита стало обсуждение формирования кластера по добыче и глубокой переработке редкоземельных металлов в границах Ангаро-Енисейского макрорегиона.
В своей недавней статье для «Известий» Сергей Шойгу подчеркнул, что России крайне важно создать суверенную отрасль, независимую от Китая и США, а также развивать проекты, охватывающие полный производственный цикл — от добычи до выпуска конечной продукции. Сейчас в стране насчитывается как минимум 15 видов РЗМ, а суммарные запасы по 18 изученным месторождениям превышают 28 млн т. При этом значительная часть этих ресурсов в РФ импортируется.
Эту ситуацию должен изменить кластер глубокой переработки критических металлов в Ангаро-Енисейском макрорегионе. Сергей Шойгу осмотрел площадку, предназначенную для создания инновационного научно-технологического центра будущего кластера. Также в рамках поездки он встретился с полномочным представителем президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолием Серышевым и губернатором Красноярского края Михаилом Котюковым.
Далее секретарь Совбеза обсудил проект с представителями научной среды — ведь именно ученым предстоит решать технологические и ресурсные задачи добычи. В числе участников совещания был научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов — известный приверженец идеи «сибиризации» России, то есть смещения экономического, культурного и духовного центра на Восток.
Сергей Шойгу дал оценку стратегии в широком контексте. По его словам, задача нового кластера — создать сырьевую и компонентную базу, необходимую для достижения технологического лидерства России в рамках шестого технологического уклада. Отметим, что этот этап развивается на базе применения ИИ, BigData, беспилотных систем и космического мониторинга. Для реализации таких технологий требуются редкоземельные металлы.
Запуск первых объектов кластера глубокой переработки критических металлов в Ангаро-Енисейском макрорегионе планируется уже на 2027 год, сообщил секретарь Совбеза РФ. Руководство проекта подписало семь соглашений о сотрудничестве с крупными компаниями, в том числе «Росатом», «Ростех» и «Русал».
— Ведутся переговоры по привлечению новых партнеров, в том числе из ключевых стран Глобального Юга. В основе новой экономической модели, приходящей на смену свободному рынку 90-х, находятся центры знаний, тесно связанные с производством, — подчеркнул Шойгу.
На 2027 год также запланирован запуск первого научно-исследовательского инжинирингового центра. Еще через год должен заработать центр исследований и разработок нового материала и вещества для систем накопления энергии. В перспективе планируется создание инженерного центра по технологиям извлечения и производства тяжелых редкоземельных металлов, а также нескольких центров и лабораторий, связанных с искусственным интеллектом, добавил Шойгу.
Губернаторы Красноярского края и Иркутской области внесли предложения от своих регионов. Глава Иркусткой области Игорь Кобзев предложил включить регион в проект кластера, указав, что на его территории расположено 11 крупных месторождений, в том числе запасы ниобия и тантала. Итогом совещания в Красноярске стало подписание дорожной карты реализации проектов и перечня мероприятий по направлениям сотрудничества между Сибирским отделением РАН и Фондом развития ИНТЦ «Долина Менделеева».
Новый кластер по добыче РЗМ в СибириЭксперты, опрошенные «Известиями», в целом положительно оценивают перспективы проекта кластера по добыче РЗМ в Ангаро-Енисейском макрорегионе.
Регион действительно располагает существенными разведанными запасами, включая редкие и другие металлы: титан, цирконий, молибден, рений, теллур и прочие, а также редкоземельные элементы. Кроме того, возможна разработка железных, нефелиновых, плавиковошпатовых руд, серебра, золота и платиноидов. При комплексном подходе и развитии необходимой инфраструктуры — транспортной, энергетической и производственных мощностей по добыче и обогащению — этот потенциал может быть реализован, сообщил «Известиям» директор химико-технологического блока АО «Росатом наука» — управляющей организации АО «Гиредмет» Андрей Голиней.
— С высокой уверенностью можно утверждать, что все необходимые технологии в нашей стране имеются. Начнем с того, что в советское время была создана отрасль, которая по разным металлам занимала лидирующие позиции. К сожалению, распад СССР прервал кооперационные связи, так как многие производства оказались в независимых республиках. Это наследие не утрачено. Кроме того, вплоть до настоящего времени работы продолжаются, и формируется уже новый задел технологий, к слову, имеющих экспортный потенциал, — подчеркнул эксперт.
Независимый специалист Александр Домов в разговоре с «Известиями» подтвердил наличие значительной ресурсной базы для проекта.
— Потенциал есть, но проекты капиталоемкие, с длительными инвестиционными циклами. Оценивать их исключительно как сырьевые неправильно: сквозная экономика зависит прежде всего от последующей переработки, а не только от добычи, — отметил он.
Андрей Голиней также указал, что главные трудности внедрения технологий связаны с созданием оборудования и строительством предприятий. За последние 25–30 лет было не так много масштабных высокотехнологичных производств, подчеркнул он.
— Объем добычи будет определяться двумя факторами. Первый — экономическая целесообразность и требуемый в связи с этим масштаб. Во-вторых, способность обеспечить сбыт, точнее потребление. Если объем потребления, то есть применение в различных отраслях, не будет обеспечен, то скорее всего проект не состоится. Трудный баланс: у нас добывается до 1 т скандия, но нет потребления, зато у нас есть потребление германия, но нет добычи, — обратил внимание Голиней.
По оценке Александра Домова, на начальном этапе по каждому из проектов можно рассчитывать на 2–5 тыс. т в год. Последующее наращивание оправдано лишь при вводе линий разделения и переработки более высоких уровней. Для России ключевой эффект от реализации кластера — создание устойчивой сырьевой и технологической базы для отраслей, критичных к поставкам редкоземельных металлов: энергоэффективных электроприводов, электротранспорта, систем управления и оборонной техники.
Андрей Голиней уверен, что старт подобного проекта вызовет позитивную реакцию и повлияет на позиции РФ на мировом рынке. Достичь высоких позиций можно только при последовательной и комплексной реализации программ. Не стоит забывать, что с середины 80-х годов это уже шестая попытка реализовать госпрограмму по редкоземельным металлам. Учитывая прогнозы и текущую нестабильность рынка, у России есть все шансы занять достойное место и обеспечить собственный суверенитет.
Справка «Известий»Как правило, редкими называют группы рассеянных, легких, тугоплавких, радиоактивных и редкоземельных элементов. Среди первых четырех — литий, рубидий, цезий, бериллий, индий, галлий, германий, цирконий, гафний, ванадий, ниобий, тантал, рений. Минприроды, ссылаясь на классификатор редких металлов, относит к ним еще и скандий. Но многие ученые включают его и иттрий в группу из 17 редкоземельных металлов. В этом списке также самарий, лютеций, диспрозий, гольмий, эрбий, празеодим, тулий, лантан, церий, иттербий, тербий, неодим, гадолиний, европий и прометий.