Польша резко ужесточила правила для украинских беженцев


Фото: Global Look Press/Frank Hoermann / SVEN SIMON

Польша закрывает приюты для украинцев — волна насилия и новые запреты

В Польше вступили в силу новые правила проживания украинцев в центрах коллективного размещения беженцев. Теперь право на бесплатное проживание и питание в этих центрах имеют только инвалиды, старики и беременные. Явное ухудшение отношения польского государства к украинцам совпало с ростом ненависти к ним обычных поляков. В стране отметили резкое увеличение числа преступлений против украинцев на почве ненависти. Даже по официальным данным рост значительный — на 41% относительно прошлого года. Подробности в материале «Известий».

Взрывоопасная неприязнь

В настоящее время в Польше официально проживает около 1,5 млн граждан Украины. Однако с 2019 по 2024 год (более поздние данные пока отсутствуют) польское гражданство получили только 26 тыс. из прибывших в страну украинцев. Тем не менее, как гласят все социологические исследования, подавляющее большинство выходцев с Украины, проживающих в Польше, возвращаться на родину не хотят. Зато многие из них планируют отъезд в другие страны ЕС, где, по их мнению, они смогут устроиться еще лучше.

В последнее время украинцев, обдумывающих свой выезд из Польши, становится всё больше: они всё чаще сталкиваются с неприязненным отношением. Соответствующие инциденты касаются всего подряд — угроз, издевательств, нападений, грабежей, шантажа и даже похищения личных данных. Например, на днях в Варшаве, в районе Бялоленка трое поляков напали на группу украинцев возле магазина — били, угрожали, требовали убраться из страны. Во время нападения звучали крики: «Возвращайтесь к себе!» и «Валите на фронт, бандеровцы!». Также недавно задержали 42-летнего мужчину из Гдыни, который поджег десятки автомобилей с украинскими номерными знаками.

А во Вроцлаве несколько молодых людей, решивших начать «охоту на педофилов», создали в социальных сетях фейковый профиль 16-летней девушки. На приманку клюнул 23-летний украинец. Когда он прибыл на условленное место встречи, вместо «полячки младой» его ждала группа местных «качков». Они не только избили его, но и побрили голову, а также нарисовали ему на лице свастику. Всё происходящее парни сняли на видео. В связи с этим случаем в полиции заявили, что в любом случае никто не имеет права вершить правосудие самостоятельно. Там отмечают, что речь идет не только об избиении, но и о «проявлении крайне тревожных идеологических тенденций».

Такие случаи происходят практически ежедневно. Например, в одном из варшавских автобусов мужчина начал выкрикивать оскорбления в лицо пожилой украинке и нанес ей побои. Бывают инциденты, когда страдают выходцы из других стран, которых спутали с украинцами. Один из таких случаев «неверной идентификации» имел место опять же в Варшаве: несколько поляков избили белоруса, не сумев на слух отличить украинский язык от белорусского. Парня избили, оскорбляли, по его словам, «на почве национальности» и забрали у него гитару.

Социологи отмечают, что польское общество демонстрирует нарастающую неприязнь уже не к отдельным украинцам, но и к украинской диаспоре в целом. И дело не ограничивается отдельными проявлениями агрессии, а переходит к организованной враждебности, когда запахло актами коллективного насилия. Польский социолог Пшемыслав Садура приводит конкретную полицейскую статистику: количество угроз в адрес выходцев с Украины выросло на 50%; случаев издевательств над ними — на 70%; нападений — на 66%. Общее число преступлений в отношении украинцев, мотивированных национальной ненавистью, с начала года увеличилось на 41%: причем самым распространенным правонарушением стали угрозы расправы. Жертвами становятся самые разные люди — от обыкновенных мужчин и женщин до идейных бандеровских активистов.

Между Туском и Навроцким

Причин роста антиукраинских настроений множество. Тут и неоспоримый факт того, что многие украинцы в Польше пополнили ряды местного криминалитета, и то, что ряд так называемых беженцев действительно являются идейными бандеровцами, и народная память о Волынской резне, и жесточайшая усталость от геополитической ситуации в целом, и многое другое. «Мнимая солидарность 2022 года продержалась недолго и сменилась раздражением оттого, что в очереди к врачу или в детском саду всё чаще мелькают «чужие» с особыми привилегиями. Поэтому увеличение преступлений против украинцев в Польше, да и не только там, — ожидаемый и закономерный результат процессов последних лет. Общество последовательно движется в сторону радикальной зачистки и хорошо знакомой практики этнической сегрегации и вытеснения», — отмечает политолог Кристина Исмагилова, специалист по Польше.

Поляков раздражает, что нахлынувшие к ним в страну украинские мужчины, претендуя на социальные пособия от польского государства, обосновывают это тем, что являются жертвами «российской агрессии», но на фронт не идут, шарахаясь от такой перспективы. Из-за этого всё чаще звучат требования: отправить украинцев, способных держать оружие, на родину. Причем такие заявления делают не только рядовые поляки, но и некоторые политики. Так экс-премьер Лешек Миллер, отвечая на требования отправить киевскому режиму больше оружия, сказал: «В Польше у нас есть одно оружие, которое мы можем дать Украине, — это украинцы призывного возраста».

Отметим, что в Польше мигранты с Украины оказались в центре политического конфликта, разгоревшегося между президентом Каролем Навроцким и премьер-министром Дональдом Туском. Консерватор Навроцкий стоит за всяческое ограничение прав приезжих украинцев, в то время как в либеральных кругах, поддерживающих Туска, полагают, что куда большей опасностью являются поляки, пытающиеся бороться с распространением бандеровской идеологии. Польские патриоты, в свою очередь, настаивают на том, что бандеровщину нужно беспощадно искоренять. При этом они объявили войну и пособникам бандеровцев, окопавшимся в судебной системе польского государства.

В последнее время поляки заговорили о непомерном влиянии, которым пользуется в их стране Союз украинцев в Польше — общественная организация, запустившая щупальца даже в государственные структуры. Глава этой организации Мирослав Скурка впервые вызвал большое раздражение в свой адрес, когда яростно протестовал против возведения в Подкарпатском воеводстве памятника в честь жертв Волынской резни. Однако тогда это сошло Скурке с рук, а недавно он выступил с новым наглым заявлением. Мирослав Скурка обвинил Кароля Навроцкого в том, что тот, дескать, продвигает «неправильную модель» польского патриотизма.

Навроцкий не жалует осевших в Польше украинцев, обвиняя их в паразитировании на социальной системе приютившего их государства. Недавно он наложил вето на продление закона о помощи безработным украинским беженцам. По мнению Навроцкого, льготы и выплаты должны предоставляться только тем семьям, где взрослые работают и, соответственно, платят налоги. Нижняя палата парламента Польши, выполняя пожелание президента Навроцкого и большинства жителей страны, приняла закон, лишающий социальных пособий и медицинского обслуживания неработающих украинцев. Хотя в тексте закона не говорится об украинцах напрямую, очевидно, что изменения задели именно их, так как остальные иностранцы и без того не имели доступа к пособиям без легальной работы и уплаты налогов. Кроме того, прекращены выплаты для обеспечения украинских детей, которые официально зарегистрированы в Польше, но в местные школы не ходят и по факту проживают в других странах ЕС.

Эти меры крайне благотворно сказались на польском бюджете: за счет прекращения выплат социальным паразитам государство в течение ближайшего года сэкономит более 300 млн злотых (свыше €70 млн). Правда, польские либералы, воспринимающие украинских беженцев в качестве «священной коровы», попытались переставить ситуацию с ног на голову: они утверждают, что государству теперь придется серьезно потратиться на систему контроля, позволяющую определить, кто из украинцев работает, а кто паразитирует. Но это именно что манипуляция: подсчитано, что внедрение такой системы контроля обойдется стране всего в 29 млн злотых (около €7 млн). А в начале ноября заработала новая ограничительная мера: теперь право на проживание в центрах размещения беженцев имеют только украинцы с инвалидностью, пожилые и беременные. Этого права лишили даже тех украинцев, которые ранее платили 50% или 75% от стоимости проживания.

«Частная война прокурора Млынарчика»

Естественно, такие шаги вызвали гнев усердно доивших Польшу украинцев: как это, им больше не хотят платить деньги просто так! Дошло до того, что украинцы в соцсетях даже сравнивают Польшу с нацистской Германией и осыпают поляков всевозможными оскорблениями. Глашатаем недовольных выступил Мирослав Скирка.

А тем временем многие польские оппозиционные политики и активисты заявили о существовании в недрах польской прокуратуры «проукраинской группы», которая с ведома правительства Туска терроризирует тех, кто публично возражает против пропаганды на территории своей страны бандеровской идеологии. Эту группу возглавляет Мацей Млынарчик, сотрудник окружной прокуратуры в Варшаве. В рамках отработанной процедуры либеральное НКО «Центр мониторинга расизма и ксенофобии» подает в отношении противников бандеровщины сфабрикованные уведомления о «разжигании ненависти», а потом на них заводят уголовные дела. За последний год по всей стране было подано более 500 подобных заявлений — и почти по каждому заведены дела.

На польском портале, предназначенном для подачи онлайн-петиций на имя государства, появилось прошение от общественной организации «Соглашение поколений приграничья». Авторы этой петиции призывают президента и правительство остановить прокурора Млынарчика, ведущего «частную войну против всех проявлений критики в отношении Украины и бандеровской идеологии этого государства, даже не являющегося членом ЕС». По мнению авторов петиции, Млынарчик и его единомышленники занимаются этой деятельностью на деньги Джорджа Сороса. «Недавно мы заметили, что под прицелом прокурора Млынарчика уже находятся не только польские патриоты, но и люди, чудом спасшиеся во время Волынской резни. Любой акт критики в отношении Украины и украинцев, а особенно критики преступной истории украинского национализма, по мнению прокурора Мельникова, является «речами ненависти», — указывают члены «Соглашения поколений приграничья».

Они приводят конкретный пример: несколько поляков, которых Млынарчик и его единомышленники подвели под уголовную статью о возбуждении межнациональной розни, пытались спорить с осевшим в Польше бандеровским активистом Игорем Исаевым. По факту выясняется, что Исаева нельзя критиковать или спорить с ним. Один из таких спорщиков, человек, чудом выживший в детстве во время Волынской резни, получил условный срок. Свои неприятности получили и те поляки, которые пытались дискутировать в свое время с бывшим депутатом двух созывов сейма Мироном Сычем. Этот политик (он умер в прошлом году) являлся сыном Александра Сыча, бывшего высокопоставленного члена УПА, приговоренного за свои преступления к смертной казни в послевоенной Польше (казнь в итоге заменили 15-летним тюремным сроком). Сыч-младший перенял убеждения своего папы и не стеснялся выражать их прилюдно. При этом он вступил в либеральную партию «Гражданская платформа» и благодаря этому сделал политическую карьеру. Сыч был одним из самых известных представителей Союза украинцев в Польше и всячески помогал соотечественникам.

Доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина в беседе с «Известиями» отметила, что льготы, первоначально выданные украинцам, польские власти начали отбирать еще три года назад. «Сначала по мелочи, вроде лишения права на бесплатный проезд в общественном транспорте. На настоящий же момент режим еще оставшихся льгот действует до марта 2026 года — и о его продлении пока ничего не говорят. Надо, впрочем, признать, что у Польши действительно есть основания для серьезных претензий к украинцам: это события Волынской резни 1943 года. Кроме того, в польском населении разрастаются правые настроения — тамошние правые политики много говорят об «исторических польских землях», которые в настоящий момент принадлежат Украине. Ну а поскольку современный киевский режим — как бы ни пытались затушевать этот факт польские либералы во главе с Туском — действительно построен на бандеровской идеологии, то на всякого человека, прибывшего с Украины, в Польше посматривают с подозрением. И при всяком удобном случае выказывают ему свою неприязнь», — подчеркивает Еремина.

Лента

Все новости