Инородное тело: как мигранты остаются в России после тюрьмы


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Освободились и остались: как иностранные наркоторговцы избежали депортации

Иностранцы, отбывшие длительные сроки за торговлю наркотиками в России, свободно осели в столичном регионе и избежали депортации, выяснили бывшие сотрудники ФСКН (ныне расформирована), участвовавшие в задержании группировки, которые случайно обнаружили эту информацию и рассказали о ней «Известиям». Редакция отмечает, что такие случаи не единичны. «Известия» попытались понять, каким образом иностранным уголовникам удается уклоняться от выдворения.

Обмани, но останься

Ранее осужденный за создание организованного преступного сообщества и крупный незаконный оборот наркотиков Махсатулло А. (фамилия известна редакции) был замечен в Москве — он трудится в такси, сообщил «Известиям» бывший высокопоставленный офицер ФСКН (спецслужба, до 2016 года расследовавшая преступления, связанные с наркотиками). В открытых источниках редакция обнаружила данные, полностью совпадающие с данными А.: с 2023 года он числится в Подмосковье как индивидуальный предприниматель, занимающийся извозом и перевозками. Также установлено, что у него есть российское гражданство.

Ход расследования прокомментировал «Известиям» бывший высокопоставленный офицер следственного департамента МВД России Сергей Пелих, который участвовал в деле группировки А.

— Действительно, 15 лет назад это была серьезная и дерзкая группировка наркоторговцев, в которой участвовали выходцы из нескольких бывших советских республик Средней Азии и Афганистана, — говорит Пелих. — Под предводительством некоего Боймуродова сообщники распространяли в огромном количестве произведенный в Афганистане и Таджикистане героин в Курганской, Ленинградской, Саратовской областях, столичном регионе и других уголках европейской части России. А Махсатулло А. был одним из руководителей структурного подразделения, он не пошел на сделку со следствием в отличие от других участников героинового картеля.

Простили «кривой» паспорт

По словам Пелиха, при задержании у А. действительно имелся российский паспорт, однако впоследствии было установлено, что он был оформлен незаконно.

— Мы установили факт незаконного получения документов — А. и еще несколько его соучастников имели коррупционные связи в одном из регионов и там скопом получили паспорта. Фактически по одному адресу, где никогда не появлялись. Была проведена проверка, представителей миграционной службы уволили, наказали. Но, как мы сегодня видим, гражданство А. так и не было аннулировано, хотя эта процедура подразумевалась.

Криминальный характер схемы подтверждался тем, что заявления подавались не по фактическому месту проживания, а в другом субъекте Федерации.

— В дальнейшем мы самостоятельно начали отслеживать процессы лишения гражданства. Так, например, было в деле лидера молдавской этнической преступной группировки Торкунова. Но процесс по лишению гражданства Турка стал единственным успешным ответвлением расследования по незаконному получению гражданства.

Схема с женой

Как сообщил источник в правоохранительных органах, некоторые иностранцы, в том числе лица, представляющие опасность, оформляют брак с россиянками, находясь в месте лишения свободы.

— Закон не делает различий между россиянами и иностранцами в этом вопросе. Иностранец для заключения брачного союза с россиянкой должен иметь заверенные по всем правилам документы об отсутствии законной супруги на родине.

Собеседник отметил, что значительная часть таких браков носит фиктивный характер, а противодействовать этому явлению начали сравнительно недавно.

— Есть «решалы», которые оказывают такого рода услуги, — говорит собеседник. — Это стоит существенных средств, как правило, схему проворачивают, когда речь идет о статусных уголовниках-иностранцах.

Нужный реестр

Руководитель Центра помощи мигрантам Вадим Коженов указал, что безоговорочно выдворяются лишь те иностранцы, которые совершили тяжкие преступления.

— Отбывший уголовное наказание по тяжкой статье иностранец просто так не выходит на улицу из исправительного учреждения — сотрудники ФСИН передают его представителям МВД, в компетенцию которых входят вопросы принудительного выдворения, далее МВД помещает этого человека в спецприемник, где он находится до вылета в свою страну.

По мнению эксперта, в этой части законодательный механизм работает достаточно эффективно. Вадим Коженов считает введение Реестра контролируемых лиц в 2025 году одной из действенных мер.

— С 5 февраля, после введения РКЛ, система сильно перестроилась. Приведу пример по Московской области. На начало года было выявлено 1460 человек с подтвержденным сифилисом. Иностранец для легальной работы в России должен получать патент, для этого надо сдавать в том числе медицинские анализы, так выявляются люди с подобными заболеваниями. И в случае такого диагноза им отказывают в выдаче патента, и они должны уехать из России. Они не уехали. Формально их нужно было найти и выдворить, но никто этим целенаправленно не занимался. Часто такие люди где-то прячутся, работают садовниками в коттеджных поселках. Причем живут там годами. Но после введения РКЛ им заблокировали банковские карты, сим-карты и еще много в чем ограничили. 1 июля проанализировали ситуацию: из 1460 человек осталось 30, остальные выехали сами. Получается, меры работают — более 98% уехали добровольно. То есть «дыры», о которых часто говорят, закрыли еще в феврале.

Лента

Все новости