В США растет недовольство торговыми войнами Трампа


Фото: Global Look Press/Federico Gambarini

Как пошлины Трампа изменили мировую торговлю и угрожают США

В США усиливается раскол во взглядах на торговую политику президента Дональда Трампа. К голосованиям в конгрессе за отмену пошлин для партнеров Вашингтона теперь присоединяются и республиканцы. Тем временем американский лидер начинает постепенно снижать тарифы, заключив сделки с другими странами — поблажки уже коснулись Японии, Китая, Южной Кореи, Таиланда и Камбоджи. Эксперты отмечают: политика оказалась эффективной для достижения краткосрочных целей и для манипуляций, но в долгосрочной перспективе она грозит экономическими сложностями для Штатов. К чему привели несколько месяцев торговых войн — в материале «Известий».

Почему Трамп начинает отменять торговые пошлины

Второй президентский срок Дональд Трамп начал с беспрецедентного обострения протекционистской политики, сделав таможенные пошлины центральным инструментом внешней и внутренней повестки. Штатам удалось стать богатейшей страной мира после начала тарифной политики, заявил ранее американский президент. Как просчитал Трамп, доход от введения пошлин составит до $1 трлн в год.

Тем не менее внутри США единого мнения по поводу эффективности такой агрессивной торговой политики так и не сложилось. В частности, об этом говорит и позиция конгресса. Недавно сенат поддержал законопроект об отмене 50% пошлин в отношении Бразилии. Позже его большинство проголосовало за двухпартийную резолюцию, которая должна заблокировать решение президента по пошлинам в отношении близкого союзника — Канады. Затем сенат (причем тут были как голоса демократов, так и республиканцев) и вовсе проголосовал за полную отмену тарифов против более 100 стран.

— Демократы едины в своем противостоянии, а республиканцы начинают ощущать давление. Голосование сената об отмене пошлин имело скорее символическое, чем реальное значение. Палата представителей всё еще слишком напугана, чтобы присоединиться к республиканскому сопротивлению нерациональной и разрушительной экономической политике Трампа, но это изменится, поскольку их избиратели всё больше выражают возмущение, — сказал «Известиям» американский политолог Питер Кузник.

Не совсем ясно, насколько это давление влияет на Трампа, но тем не менее в последнее время появилось сразу несколько новостей о снятии или смягчении пошлин для ряда американских торговых партнеров. Продуктивной в этом плане стала поездка американского президента в Азию для участия во встречах по линии АСЕАН и АТЭС.

Так, определенных договоренностей с Дональдом Трампом удалось добиться руководству Южной Кореи. Стороны согласовали меморандум о взаимопонимании: Сеул обещал инвестировать в американскую экономику $200 млрд и еще $150 млрд — в совместные проекты в сфере кораблестроения. Вашингтон в обмен дал гарантию снизить пошлины на южнокорейские автомобили с 25% до 15%.

В обмен на подписание при посредничестве Дональда Трампа мирного соглашения определенных послаблений удалось получить Таиланду и Камбодже.

Удивительно, но подвижек на американском направлении удалось достигнуть и главному геополитическому и экономическому сопернику США — Китаю. По итогам встречи с Си Цзиньпином Дональд Трамп объявил о снижении пошлин на 10%, до 47%. Штаты также готовы снять ограничения на поставки продукции некоторых китайских компаний и заметно ослабить контроль за экспортом полупроводников в КНР. В свою очередь, Пекин должен увеличить закупки сои, а также снять контроль за экспортом редкоземельных металлов и способствовать борьбе с производством фентанила — по мнению Трампа, наркотрафик идет именно из Китая.

Добиться снижения пошлин в тот же период удалось Японии. Белый дом снизил тарифы на их автомобили с 27,5% до 15% в обмен на соглашение о сотрудничестве, которое должно гарантировать снабжение США редкоземами и другими ключевыми ресурсами.

Тарифная политика показала себя эффективной для достижения торговых соглашений с другими странами, считают опрошенные «Известиями» эксперты.

— Угроза завышенных пошлин создает базу для будущих переговоров с торговыми партнерами, а США оказываются в более выгодной позиции. При этом первоначальные заявления служат по сути предупреждением для экономик, которые пытаются всё-таки выстроить свои торговые отношения со Штатами. Тем не менее любые пошлины тормозят развитие мировой экономики, потому что закрывают возможности для равноправного участия всех стран в мировой торговле, — считает доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г.В. Плеханова Екатерина Новикова.

Реальный экономический эффект от пошлин Трампа

Вопреки ожиданиям, торговые пошлины пока не оказали желаемого эффекта на американскую экономику. Многие ключевые секторы страдают от последствий, в то время как население — от высоких цен и растущей инфляции, обращает внимание «Известий» американский эксперт Джереми Кузмаров. Однако глобальные показатели не столь пессимистичны.

— Немного подскочила инфляция в США, на 0,3–0,5 процентных пункта в годовом измерении, но этот эффект оказался слабее ожидаемого в апреле. Основная причина в том, что пошлины ускорили внедрение новых технологий — бизнес стал экономить, розничные сети — активнее использовать более экономные каналы продаж. Правительство США получало поступления от пошлин в размере около $30 млрд в месяц за период с мая по октябрь. Тем не менее Трамп неверно указал, что тарифы приведут к снижению дефицита торгового баланса, — комментирует макроэкономист Freedom Finance Global Юрий Ичкитидзе.

Что касается мировой экономики в целом, то она оказалась достаточно устойчивой к американским пошлинам. Прогнозы международных финансовых организаций на этот год улучшились по сравнению с апрелем и на 2026 год остаются осторожными, подчеркивает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая

— МВФ в октябре второй раз подряд повысил прогноз роста мировой экономики на этот год до 3,2%, на 0,2 п.п. по сравнению с июльским прогнозом и на 0,4 п.п. по сравнению с апрельским, а также новый прогноз на 2026 год (до 3,1%) на 0,1 п.п. выше, чем в апреле. Однако оба прогноза предполагают замедление роста по сравнению с 2024-м (3,3%), не говоря уже о среднем показателе роста до пандемии (3,7%), — объясняет эксперт.

В частности, мировая экономика оказалась устойчивой благодаря гибким действиям частного сектора (сюда входят опережающий рост поставок в первом полугодии 2025-го и реорганизация их цепочек), достижению торговых соглашений США с крупнейшими торговым партнерами, адаптивным финансовым условиям (ослабление доллара к мировым валютам), буму инвестиций в искусственный интеллект.

Однако МВФ предостерегает, говорит Беленькая, что эффект от повышения тарифов еще должен быть перенесен в рост потребительских цен, отчего эффективность экономики может снизиться из-за увеличения издержек. МВФ ожидает замедления роста экономики во втором полугодии 2025-го и лишь частичного восстановления в 2026-м со смещением рисков в сторону ухудшения ситуации.

Экономикам отдельных стран справиться с эффектом санкций помогла в том числе переориентация поставок на другие рынки.

— На сегодняшний день мы говорим о регионализации мировой экономики и о расширении таких торгово-экономических объединений, как БРИКС. По этой же причине идет процесс дедолларизации мировой экономики и перехода стран на двусторонние расчеты в обход американского доллара, — считает Екатерина Новикова.

Пока пошлины дают возможность США развивать свой рынок, а другие государства объединяются в региональные центры торговли, что в будущем может нанести определенный ущерб Штатам и американским компаниям, учитывая всё возрастающий госдолг страны. К концу октября он впервые составил $38 трлн.