Самая крупная и самая кровавая в истории Бразилии полицейская операция против наркобанд, проведенная в Рио-де-Жанейро, обернулась политическим ударом по президенту Луису Инасиу Луле да Силве. Об этом 2 ноября пишет газета Financial Times.
«Бразильский жесткий антинаркотический рейд демонстрирует политическую слабость Лулы», — отмечается в материале.
Утверждается, что реакция президента на эту операцию была несвоевременной. По данным министерства юстиции, Лула не был уведомлен о подготовке рейда и узнал о нем из средств массовой информации. Позже он сказал, что «потрясен количеством погибших» и подчеркнул, что «организованная преступность разрушает семьи и угнетает жителей». Тем не менее такая реакция расценивается как свидетельство отстраненности федеральных властей от вопросов внутренней безопасности.
FT сообщает, что социологические опросы показали: 62% жителей Рио поддержали действия полиции, что усилило позиции правых политиков, настаивающих на жестких мерах.
Аналитики обращают внимание на то, что события в Рио выявили системный разрыв между федеральным центром и регионами. Левые и центристы во главе с Лулой долго ориентировались на социальные программы и диалог, но не предложили эффективной стратегии против преступности. В результате правые силы получили возможность представить себя как единственную политическую силу, способную «восстанавливать порядок». Наблюдатели предупреждают, что без пересмотра политики в сфере безопасности правительство Лулы рискует потерять контроль над ключевой для бразильского общества темой — безопасностью граждан.
Около 2,5 тыс. военных и гражданских полицейских 28 октября участвовали в операции под названием «Сдерживание», цель которой заключалась в исполнении 100 ордеров на арест членов группировки Comando Vermelho. В ходе рейда были задержаны 81 человек, изъято 10 винтовок, один пистолет и девять мотоциклов.
29 октября губернатор штата Рио-де-Жанейро Клаудио Кастро, комментируя гибель людей во время полицейских действий в фавелах, заявил, что считает эти меры успешными. Отмечается, что после операции с мест событий вывезли тела более 130 человек, однако официально подтверждены были лишь 58 смертей, включая четырех полицейских и 54 предполагаемых преступника.