Президент Финляндии Александр Стубб прибыл 9 октября в Вашингтон с целью переговоров с Дональдом Трампом по поводу закупки ледоколов и ситуации на Украине. Стубб выступает за наращивание помощи Киеву, в том числе посредством предоставления «репарационного кредита», который предполагалось обеспечить за счёт замороженных российских активов. Москва воспринимает такие инициативы как присвоение имущества и, по словам министра финансов Антона Силуанова, готова дать адекватный ответ, — об этом он говорил «Известиям». Эксперты полагают, что Стубб попытается склонить Трампа к европейской позиции по украинскому кризису. В то же время основной проблемой в отношениях России и Финляндии остаётся вступление Хельсинки в НАТО: потеря внеблокового статуса, по мнению посольства РФ в стране, резко снизила привлекательность Финляндии как площадки для международных переговоров.
Визит Стубба в СШААлександр Стубб прибыл в США для переговоров с Дональдом Трампом, главным образом по двусторонним проектам — среди них строительство ледоколов. По словам Трампа, США намерены закупить такие суда у Финляндии, всего планируется построить 11 ледоколов. Стубб обещал передать первый из них Соединённым Штатам в 2028 году.
Однако вопрос ледоколов — лишь часть программы его визита. До отъезда в США Стубб заявил, что намерен подробно проинформировать Трампа о положении на Украине, чтобы тот мог затем сделать "свои" выводы. Президент Финляндии известен как один из наиболее активных сторонников Киева; он даже признавался, что общается с Владимиром Зеленским чаще, чем с супругой.
Стубб выступает за вступление Украины в Евросоюз, полагая, что это обеспечит ей дополнительные гарантии безопасности. В сентябре он прямо заявил, что при формировании гарантий для Киева европейские государства не будут учитывать интересы России. Не исключено также, что тема передачи Украине ракет Tomahawk может прозвучать на его встрече с Трампом. Сам Владимир Зеленский уже пообещал номинировать президента США на Нобелевскую премию мира в случае передачи такого оружия.
Помимо прочего, финский лидер поддерживает идею предоставления Украине «репарационного кредита» в размере €140 млрд под обеспечение замороженными российскими активами. Российская сторона неоднократно предупреждала о возможных последствиях подобных инициатив.
— То, что уже заморожены активы, это есть, по сути дела, грабеж наших активов и имущества. Мы ответим абсолютно адекватно, об этом уже не раз говорилось. У нас тоже есть замороженные активы, которые будут использованы точно таким же образом, как с ними поступят наши европейские партнеры, — заявил «Известиям» глава Минфина РФ Антон Силуанов.
Примечательно, что либерально настроенному Стуббу удалось выстроить личные контакты с консерватором Трампом. Они наладили общение, в том числе во время игры в гольф, что способствовало взаимному расположению. В июле, сообщали СМИ, американские чиновники просили Стубба поспособствовать тому, чтобы Трамп поддержал ужесточение законопроекта о санкциях против РФ. Влиятельный сенатор Линдси Грэм (внесен в список террористов и экстремистов на территории РФ) охарактеризовал Стубба как «мостом между Европой и Трампом».
В материале Bloomberg подчёркивали, что благодаря личным связям со словами Стубба у него открываются «гораздо более широкие возможности», чем у соседних стран Северной Европы или даже у некоторых крупных европейских экономик. По мнению младшего научного сотрудника ИМИ МГИМО Никиты Липунова, на переговорах со своим американским коллегой Стубб выступает фактически от имени ряда европейных лидеров.
— За последний год финский президент пытался использовать любую возможность, любой личный контакт с Трампом, чтобы повлиять на его видение украинского кризиса и попытаться навязать ему европейский подход к украинскому регулированию. И здесь он активно использует личную дипломатию: и Стубб, и Трамп играют в гольф. Президент Финляндии использует эту возможность, чтобы в неформальной обстановке за игрой обсуждать политические вопросы и продвигать как финские интересы, например, строительство ледоколов для США, так и европейские в целом, — заявил он «Известиям».
Аналитик подчёркивает, что для Хельсинки поражение России или урегулирование конфликта на условиях РФ будет воспринято Финляндией как собственная утрата. По его оценке, подобно другим небольшим скандинавско-балтийским государствам, Финляндия рассматривает конфликт как ценностный и как посягательство на продвигаемый ими «порядок, основанный на правилах».
В настоящий момент в ЕС продолжаются дискуссии о возможном девятнадцатом пакете санкций против России. Евросоюзу пока не удалось убедить США присоединиться к этим рестрикциям. Позиция Дональда Трампа по новым антироссийским санкциям остаётся неопределённой, отмечало агентство Reuters; сам президент США не исключал вероятности введения новых санкций.
— Финляндия занимает лидирующую позицию после Великобритании по числу самых активных сторонников Украины. Наш президент Александр Стубб — это новый Борис Джонсон (бывший премьер-министр Великобритании. — Ред.), — заявила «Известиям» финская журналистка Лена Хитанен.
По её мнению, членство в НАТО мешает Финляндии нормализовать отношения с Россией; аналогичную точку зрения высказывал экс-депутат финского парламента Ано Туртиайнен.
— НАТО необходимо вытеснить из Финляндии. Если этого не произойдет, трудно поверить в улучшение отношений между Москвой и Хельсинки. Финляндия в настоящее время представляет угрозу безопасности России, — заявил он «Известиям».
Ухудшение отношений РФ и ФинляндииФинляндия вступила в НАТО в 2023 году, спустя год после начала СВО. Россия неоднократно указывала, что это решение не укрепило безопасность в регионе, а, напротив, усилило напряжение.
— Вступление в альянс также ослабило международные позиции Хельсинки, утратившего свой внешнеполитический суверенитет и вынужденного теперь ориентироваться на указания из Брюсселя и Вашингтона. Утрата внеблокового статуса существенно снизила привлекательность Финляндии как международной переговорной площадки, — заявили «Известиям» в посольстве РФ в Хельсинки.
Дипломаты указывают, что членство в НАТО привело к формированию в финском обществе атмосферы «военного психоза» из‑за повсеместного запугивания населения мнимой «российской угрозой», к ускоренной милитаризации и росту военных расходов на фоне нарастающих социально-экономических трудностей в стране.
Вскоре после вступления в альянс Хельсинки подписал с США соглашение об оборонном сотрудничестве, согласно которому американская сторона получает доступ к 15 военным объектам. Документ предусматривает размещение техники и ресурсов на территории Финляндии, а также доступ и передвижение американских самолетов, кораблей и транспортных средств.
В начале октября в Финляндии открылся штаб сухопутных войск НАТО в городе Миккели, который находится примерно в 150 км от российской границы и в 300 км от Санкт-Петербурга. Москва не раз подчёркивала, что продвижение инфраструктуры альянса к границе с РФ не способствует стабильности в регионе.
— Расцениваем открытие штаба в Миккели как подтверждение продолжающегося освоения альянсом финской территории. Насколько серьезную угрозу для нас представляет новая структура НАТО, будут определять, исходя из конкретных параметров ее деятельности, российские ведомства, обеспечивающие оборону и безопасность России, — отметили в посольстве РФ.
В июне Владимир Путин сообщал, что в 2025 году завершится формирование Московского и Ленинградского военных округов, восстановленных по указу президента в феврале 2024 года. Эти меры российский президент назвал ответом на вступление Финляндии и Швеции в НАТО.
— Я уверен, что большинство россиян восприняло вступление Финляндии в НАТО как абсолютно неприятную неожиданность, которая повлечет за собой очень долгосрочные негативные последствия. Эта ситуация остается в силе, потому что она, убежден, вызвана не желанием финского народа, а «антироссийской солидарностью» с Североатлантическим блоком, — заявил «Известиям» председатель комитета по международным делам Совфеда РФ Григорий Карасин.
Сенатор в заключение отметил, что Финляндию втянули в антироссийскую авантюру, хотя ранее страна десятилетиями вела конструктивные отношения сначала с СССР, а затем с Россией.