Госдума хочет ввести квоты на иностранные авто в такси


Фото: Global Look Press/Alexander Legky

Депутаты предлагают квоты для самозанятых таксистов на употребление нелокализованных авто.

Депутаты Государственной думы предлагают ввести квоты, которые позволят самозанятым водителям такси эксплуатировать автомобили, не входящие в список локализованных моделей для таксомоторных перевозок. Несмотря на то что инициатива направлена в правильном русле, представители отрасли считают, что законопроект в текущем виде не решит проблем самозанятых таксистов. Эксперты предлагают либо полностью отменить для них требования по локализации автомобилей, либо дать отсрочку по введению этих норм. Подробности — в обзоре «Известий».

Четверть квоты на нелокализованные авто

Часть самозанятых таксистов получит разрешение работать на машинах, не отвечающих требованиям локализации. Соответствующий проект закона поступил в Государственную думу. Поправки в закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ» предлагают установить квоту в размере 25% от общего количества записей в региональных реестрах такси, которая будет позволять использовать нелокализованные модели для физических лиц. Данная квота будет действовать до 2033 года.

По мнению авторов инициативы, такой механизм позволит более гибко адаптировать требования локализации к текущей ситуации и ускорит постепенное обновление автопарка.

«В сложившихся условиях ограниченного выбора новых автомобилей, полностью соответствующих критериям локализации, для большинства самозанятых приобретение таких машин окажется финансово неподъемным. Это фактически вытеснит их из легального сегмента рынка, поскольку в федеральную информационную систему «Такси» не будут внесены сведения об автомобилях, не подходящих по требованиям локализации, из-за чего получение заказов через официальные сервисы будет невозможно», — подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.

Документы к поправкам свидетельствуют, что именно самозанятые составляют основную часть перевозчиков в малых и средних населенных пунктах. В целом в России статус таких водителей имеют около 540 тысяч человек, получающих средний дополнительный доход в размере 45 тысяч рублей ежемесячно. Использующие собственные автомобили, не соответствующие локализационным стандартам, они лишаются возможности работать в такси, указывают авторы проекта. По подсчетам Вышки, из этого следует снижение ежегодных налоговых поступлений на 25,41 млрд рублей.

«Для большого числа граждан, для которых работа в такси важна с точки зрения дохода, сохраняются административные и финансовые барьеры, которые делают этот вид деятельности экономически невыгодным. Аналитический центр при правительстве России оценивает общий объем потерянных доходов водителей на фоне выполнения требований по локализации автомобилей в сегменте такси в 289 млрд рублей», — говорится в пояснительной записке.

Авторы законопроекта указывают, что введение квоты обеспечит плавное внедрение норм о локализации авто, одновременно сохраняя баланс между задачами развития отечественного автопрома и стабильным функционированием рынка таксомоторных перевозок, в том числе в малых и средних городах.

Конструктивный компромисс

В целом инициативу парламентариев оценивают как правильный шаг, заявила председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. Она отмечает, что действующая норма локализации не учитывает рыночную структуру и может привести к снижению доступности легальных услуг и потере рабочих мест. Вместе с тем, по мнению эксперта, квота в 25% недостаточна и создает своего рода «бутылочное горлышко», сдерживая развитие сферы.

— В крупных регионах, где численность самозанятых значительна, квота ощущается, но в регионах с начинающейся легализацией такси она препятствует росту числа зарегистрированных перевозчиков. Например, по состоянию на октябрь в отдельных субъектах в реестрах менее 100 автомобилей — таких как Ненецкий автономный округ или Республика Ингушетия. В иных регионах насчитывается несколько сотен (Херсонская область, Карачаево-Черкесия). В Краснодарском крае зарегистрировано более 81 тысячи таксомоторов. Очевидно, единая квота не подходит для таких разных регионов, — пояснила Зарипова изданию «Известия».

Также она считает необходимым изменить принцип квотирования. Предлагается не фиксировать 25% от общего количества машин в реестрах, поскольку при росте числа зарегистрированных транспортных средств доля нелокализованных будет увеличиваться. По мнению Зариповой, на первом этапе лучше установить более высокую квоту — до 80%, чтобы предоставить рынку время адаптироваться и обновить автопарк.

— В проекте закона не учтен аспект лизинга автомобилей. Многие машины, приобретённые для такси, исключаются из реестров при смене собственника без возможности возврата. Мы считаем важным добавить условие для возвращения лизинговых авто, которые утратили регистрацию по формальным причинам, но продолжают эксплуатироваться, — добавила глава Общественного совета.

В соответствии с регламентом Госдумы и Совета Федерации, возможности принять поправки до 1 марта 2026 года — даты начала действия требований к локализации — маловероятны, считает руководитель центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус.

— Появление этого законопроекта — хорошая новость, показывающая, что государство осознает проблемы отрасли и ищет пути их решения, — заявил он.

Представители Национального совета такси уверены, что квотная система поможет снизить негативное воздействие на рынок и сохранить возможность для новых перевозчиков использовать личные автомобили.

— Но квоту для самозанятых следует увеличить минимум до 50%, чтобы в каждом регионе по крайней мере половина машин в региональном реестре такси до 2033 года могла быть нелокализованной при регистрации самозанятых водителей, — заявляют в пресс-службе Совета.

Национальный автомобильный союз предупреждал, что введение требований без переходного периода вызовет массовый уход самозанятых с рынка и, соответственно, рост цен на перевозки, напоминает вице-президент НАС Антон Шапарин. По его словам, водители уходят в «бомбилы», и многолетняя работа по легализации отрасли окажется под угрозой.


— Квотирование, действующее до 2033 года, позволит сохранить легальный доступ к перевозкам и даст рынку время на обновление автопарка. Это выгодно и производителям: переходный период даст возможность заводу планировать производство локализованных моделей и улучшать их характеристики без дефицита, — отметил Шапарин.

Он считает, что законопроект представляет собой сбалансированное решение, которое с одной стороны поддерживает стратегию отечественного автопрома, а с другой — не разрушает рынок такси и не ограничивает экономические возможности граждан.

— Мы воспринимаем законопроект как конструктивный шаг для сглаживания переходного периода на рынке такси. Мера призвана поддержать баланс между необходимостью перехода на локализованные автомобили и сохранением стабильности региональных рынков, где покупка новых машин пока затруднена, — сообщили «Известиям» представители брендов Voyah и Evolute (входит в перечень локализованных таксомоторных моделей Минпромторга).

Представители отечественного производителя, выпускающего автомобили в Липецкой области, подчеркивают, что предлагаемый механизм поможет избежать дефицита водителей в отдаленных регионах, позволяя им работать на иностранных автомобилях с пробегом.

Квота — не универсальное решение

Представители таксомоторных компаний и общественных объединений, защищающих интересы самозанятых, высказались по этой инициативе неоднозначно.

Компания «Яндекс Такси» выразила поддержку инициативе депутатов, сообщил «Известиям» представитель сервиса.

— Сейчас важно сохранить водителей, которые работают на неполный рабочий день, чтобы предотвратить их уход, снизить потерю доходов и сохранить доступность такси в регионах, — отметил он.

Иная точка зрения существует в компании «Максим».

— Квоты — устаревший механизм, который может только навредить свободному рынку посредством административных ограничений. Непонятно, каким образом федеральные органы без полной статистики смогут устанавливать квоты по регионам, — сказали «Известиям» в компании, напомнив, что Минтранс не имеет региональных представительств, а контроль осуществляется на местах.

В «Максиме» считают, что для самозанятых на личных автомобилях следует полностью устранить требования по локализации. Также подчеркивают, что физические лица не имеют доступа к лизингам и госпрограммам поддержки. По данным компании, в общем реестре перевозчиков около 66% — это самозанятые, то есть 200 899 машин, примерно 24% рынка.

— Проблема в установленном лимите. Из-за него рост и легализация перевозчиков станут невозможными, — отмечают в «Максиме». — Квота не соответствует реальной структуре. В регионах доля машин самозанятых может сравниваться или превышать долю юридических лиц. Введение квот уничтожит небольшие региональные рынки такси.

Компания приводит примеры регионов: в Алтайском крае 2084 автомобиля от юрлиц и 4372 у самозанятых, в Астраханской области — 909 против 2333 машин, а в Тюменской — 3141 на 6450 автомобилей соответственно.

Руководитель организации «Объединение самозанятых России» Иван Литвинов также отметил, что 25%-ная квота приведет к вытеснению множества перевозчиков. По его сведениям, в большинстве регионов уже превышен порог в 25% для иностранных машин самозанятых.

— То есть на существующем объеме рынка квота уже исчерпана. А как быть остальным? Законопроект не содержит ответа. Самозанятые используют другую экономику и не имеют доступа к лизинговым инструментам и госпрограммам, так что локализационные требования для них в целом некорректны, — подчеркнул он.

Председатель Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» Валерий Корнеев предлагает разделить рынок на две категории: «профессиональные перевозчики и таксопарки» и «самозанятые и частные водители», с разным регулированием для каждой.

— Такая дифференциация позволит сохранять баланс между интересами государства и возможностями водителей, предотвратит уход значительного числа участников в тень, рост цен и дефицит автомобилей в агрегаторах, — отметил он «Известиям». — Нужно признать очевидное: рынок такси — это далеко не только профессиональные парки. Это сотни тысяч водителей, для которых гибкая занятость — способ оперативно подработать и пополнить бюджет семьи. Чтобы подработчики трудились легально, им следует предоставить возможность работать без искусственных барьеров.

«Позвольте им доработать на нынешних автомобилях»

Член Общественного совета при МВД России Игорь Моржаретто считает предложенный механизм квотирования непрозрачным и необоснованным.

— Почему именно 25%, а не, скажем, 37 или 64%? Нет никаких объяснений в пользу этой цифры. Вместо квот разумнее было бы разрешить самозанятым водителям работать на своих машинах до тех пор, пока автомобили соответствуют другим обязательным требованиям, например, своевременному прохождению техосмотра дважды в год, — сообщил он «Известиям».

Его позицию разделяет главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Он считает, что для адаптации самозанятых к нормам локализации целесообразно отложить введение требований на несколько лет, позволяя работать на текущих автомобилях. По его словам, через три-пять лет большая часть автомашин выработает ресурс, и уже при покупке новых самозанятые смогут учитывать обязательства по локализации.

Лента

Все новости