Президент США Дональд Трамп объявил, что Америка планирует начать испытания ядерного оружия, чтобы находиться «наравне» с Россией и Китаем. Это заявление прозвучало после сообщений о российских испытаниях крылатой ракеты «Буревестник» и подводного беспилотного аппарата «Посейдон». В статье «Известий» рассматривается, что именно подразумевает лидер США и к каким последствиям это может привести.
Причины намерения Трампа начать испытания ядерного оружия• Вероятно, заявление Трампа стало ответом на известие о пуске подводного беспилотника «Посейдон» с ядерной энергетической установкой. Несколько дней ранее сообщалось о завершении решающих испытаний крылатой ракеты «Буревестник» с таким же источником энергии. При этом эти мероприятия не являлись ядерными испытаниями оружия. На сегодняшний день ни одна страна, кроме КНДР, не проводила ядерные испытания с 1996 года.
• Трамп высказался о необходимости проведения испытаний ядерного вооружения за три месяца до окончания срока действия Договора СНВ-III, подписанного Россией и США в 2010 году, и не предусматривающего продления. При этом испытания новых видов оружия, как в случае с «Посейдоном», не подпадают под ограничения договора. Тема сдерживания ядерного вооружения не раз обсуждалась на переговорах между США и Россией, однако детали не раскрывались.
• С технической точки зрения, если США начнут ядерные испытания, они не нарушат Договор о всестороннем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), заключённый в 1996 году между США, Россией и Китаем. Этот договор обязывает страны отказаться от всех видов ядерных взрывов. Однако Вашингтон не ратифицировал данный договор, а Россия в 2023 году отозвала свою ратификацию из-за позиции США. Тем не менее США пока не отозвали свою подпись, что им придется сделать, если они решат действительно провести тесты.
• США не осуществляли ядерных испытаний свыше 30 лет. В 1992 году Конгресс США ввел мораторий на тесты ядерного оружия и запретил все подземные испытания к 1997 году. Ранее разрешалось проводить до шести испытаний в год. Это решение объяснялось распадом Советского Союза — основного соперника, а также стремлением сэкономить бюджет в год переизбрания президента Джорджа Буша.
• За организацию ядерных испытаний в случае необходимости поручено Пентагону, хотя обычно подобные мероприятия проводят специалисты Министерства энергетики, которые занимаются разработкой и производством ядерного вооружения США. Самым известным полигоном для ядерных тестов является объект в штате Невада, недалеко от Лас-Вегаса.
Причины сложности быстрого проведения испытаний• Для возобновления контролируемых подземных ядерных испытаний на полигоне в Неваде США потребуется минимум три года. Хотя сейчас испытаний там не проводят, полигон используется для оборонных программ, научных исследований и разработок, а также является территорией Национального парка экологических исследований. Кроме того, потребуется подготовить специалистов, большинство которых находятся в неоплачиваемых отпусках.
• Тестирование ядерного оружия связано с большими затратами времени и средств. Само подготовительное время для испытаний займет около шести месяцев, а модернизация американской ядерной триады требует миллиардных вложений. Основной кандидат для испытаний — крылатая воздушная ракета с ядерной боеголовкой AGM-181 LRSO, разрабатываемая с 2017 года компанией Raytheon Technologies. В то же время многие ядерные инженеры выступали за прекращение полевых испытаний, поскольку ядерный взрыв сейчас можно моделировать с помощью компьютерных технологий.
• Мнения экспертов сходятся в том, что Трамп ошибочно воспринял российские тесты вооружения как испытания ядерного оружия и теперь стремится продемонстрировать мощь американских войск. Однако вряд ли США смогут осуществить испытания ядерного оружия в ближайшее время. Более того, аналитики сомневаются, что заявление президента приведет к реальным действиям, учитывая продолжающиеся контакты между Вашингтоном и Москвой и возможность устранения разногласий.
При подготовке материала «Известия» учитывали мнения:
- политолога-американиста Малека Дудакова;научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователя проекта «Ватфор» Дмитрия Стефановича;обозревателя «Известий» Андрея Кузмака.