Инвестиции в Россию резко сокращаются на фоне экономических проблем


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Инвестиции в России падают из-за дорогих кредитов и экономической неопределённости.

Инвестиции в России демонстрируют стагнацию и признаки растущего снижения. Главными факторами поддержки экономики остаются потребительский спрос и бюджетные расходы, тогда как инвестиционная активность сохраняет слабость из-за высоких кредитных ставок, низкой рентабельности и структурных проблем. Таковы итоги нового ежемесячного анализа макроэкономических изменений, представленного ЦМАКП. Эксперты, опрошенные «Известиями», полагают, что резкий рост инвестиций последних двух лет подходит к концу, однако надеются на положительный эффект от снижения ключевой ставки.

Инвестиции на уровне 2022 года

По данным обзора ЦМАКП, инвестиции в основной капитал во втором квартале 2025 года сократились на 1,4% по сравнению с предыдущим кварталом (после роста на 2,5% в первом квартале). В целом наблюдается остановка роста. Активность в инвестиционной сфере продолжает спад и приблизилась к минимальным значениям 2022 года. Пройдено уже около двух третей пути от максимальных показателей середины 2024 года. По прогнозу ЦМАКП, если текущая тенденция сохранится, через несколько месяцев прошлогодний антирекорд, достигнутый в 2022 году из-за санкций, будет превзойден. На этот раз причиной является политика излишне жесткого денежно-кредитного регулирования.

Существует несколько причин этих изменений. Во-первых, снижение объемов производства вынуждает предприятия инвестировать меньше в развитие. Во-вторых, платежи по процентам оказывают большое давление на доходы компаний, достигнув рекордного уровня свыше 35%, согласно ЦМАКП. Самыми уязвимыми секторами остаются строительство, деревообработка и автомобильная промышленность. В этих условиях свободные финансовые ресурсы ограничены.

К тому же, высокие процентные ставки при низкой рентабельности, неопределенность в экономике (которую отмечают более 70% опрошенных предприятий), недостаток спроса на внутреннем рынке и уменьшение импорта инвестиционных товаров дополнительно сдерживают инвестиционную активность, сигнализируя о кризисе инвестиционного спроса.

Возврат к нормальным значениям

Главный научный сотрудник Института Гайдара Сергей Дробышевский прокомментировал, что данные ЦМАКП в первую очередь показывают завершение периода стремительного роста инвестиций, наблюдавшегося во второй половине 2022–2024 годов, а не начало кризиса.

— С середины 2022 по 2024 год экономика РФ переживала «перегрев» (чем подтверждаются рост ВВП, выпуск продукции, инвестиции в основной капитал, рост реальных зарплат и снижение безработицы). С конца 2024 года все показатели приходят к своим средним долгосрочным уровням, что сигнализирует о заметном замедлении динамики, — рассказал эксперт.

Он также отметил, что это касается и инвестиций в основной капитал. Анализ графиков индекса инвестиционной активности показывает, что текущие значения приближаются к уровню 2019 года — достаточно успешного года до пандемии.

— Следовательно, по итогам 2025 года можно ожидать почти нулевой темп роста инвестиций в основной капитал, однако в 2026 году спад прекратится, и возможен умеренный рост, хотя не с такими темпами, как в 2023–2024 годах, — прогнозирует Сергей Дробышевский.

Главный экономист «Ренессанс Капитал» Андрей Мелащенко отмечает, что по данным Банка России инвестиционная активность в III квартале 2025 года продолжила рост.

— Хотя регулятор фиксирует замедление темпов роста, опросы предприятий показывают готовность сохранить нынешний уровень инвестиций в IV квартале 2025 года, — констатирует он.

Ухудшение ситуации в строительстве и машиностроении

Среди секторов, испытывающих спад и негативные последствия снижения инвестиций, аналитик «Эксперт РА» по суверенным и региональным рейтингам Кирилл Лысенко указывает в первую очередь на строительство, машиностроение и смежные отрасли, включая производство стройматериалов, металлургию, проектирование и добычу нужных для строительства ресурсов.

— Следует выделить отдельную группу предприятий, связанных с военно-промышленным комплексом, где ужесточение денежно-кредитной политики оказывает меньший эффект, — добавил эксперт.

Дробышевский подчеркивает, что как спад, так и восстановление инвестиций происходят в большинстве отраслей, охватывая как сферы конечного потребления, так и предприятия, связанные с обороной и выполнением задач в рамках спецоперации.

Не стоит ждать инвестиционного бума

Насколько продолжительным будет спад? По мнению Кирилла Лысенко, в 2025 и 2026 годах инвестиционного бума ожидать не стоит.

— Будущая динамика инвестиционного спроса во многом будет зависеть от появления новых инфляционных и геополитических потрясений, которые повлияют на скорость снижения регулятором ставки. Пока текущие ставки значительно выше внутренней нормы доходности инвестпроектов компаний, капиталовложения во многих отраслях будут носить преимущественно замещающий характер, направленный на поддержание запасов основных средств, — поясняет эксперт.

Он добавляет, что смягчение денежно-кредитной политики оказывает отсроченное влияние, так как эффекты аккумулируются через различные каналы, иногда до 1,5 лет.

Сергей Дробышевский, в свою очередь, подчёркивает, что высокая ключевая ставка ЦБ РФ служит сигналом о начале завершающей стадии периода роста.

— Это связано с тем, что инфляция частично вызвана перегревом экономики. По мере стабилизации долгосрочного роста инфляция и ключевая ставка снизятся, что создаст благоприятные условия для инвестиций. Тем не менее, ключевым фактором станет не стоимость заимствований, а возросшая необходимость компаний вкладываться в развитие после полного использования инвестиций, сделанных в период бума, — говорит он.

Андрей Мелащенко отмечает, что инвестиции в основной капитал в основном финансируются за счет собственных ресурсов компаний, поэтому их объемы менее чувствительны к ужесточению денежно-кредитных условий.

— Тем не менее, снижение ключевой ставки значительно поддержит инвестиционный спрос, уменьшая процентные расходы и стимулируя потребительский спрос, что повышает прибыль компаний и побуждает расширять производство. Это подтверждают опросы Банка России, где респонденты указывают экономическую неопределенность, ограниченность собственных средств и сдержанный спрос как ключевые факторы ограничения, — подытоживает эксперт.

Лента

Все новости