Албанский министр по вопросам государственных закупок, первый в мире цифровой политик Диэлла, сейчас «беременна» и вскоре ожидает рождения 83 «детей». Об этом сообщил премьер-министр Албании Эди Рама. Предполагается, что эти «дети» будут выступать в роли помощников государственных деятелей: следить за посещаемостью заседаний, фиксировать происходящее в парламенте и сопровождать собрания. Часть экспертов рассматривает это как шаг к наделению искусственного интеллекта человеческими свойствами. Другие же считают, что Диэлла — удобный для работы инструмент-бот. Подробнее о сферах применения ИИ и разногласиях среди экспертов рассказывает материал «Известий».
Первый в мире ИИ-министр «беременна»Диэлла, албанская ИИ-чиновница, «в положении». Такую информацию озвучил премьер-министр Албании Эди Рама на конференции «Берлинский глобальный диалог» по вопросам управления и технологий. «Впервые могу сказать, что Диэлла беременна и ожидает 83 ребенка», — отметил Рама.
Премьер сообщил, что каждый из «детей» будет закреплен за конкретным депутатом албанского парламента и станет его ассистентом, присутствующим на заседаниях. Эти ИИ-сопровождающие будут фиксировать все события в парламенте и информировать чиновников о пропущенных совещаниях. «Если вы отлучитесь на кофе и забудете вернуться к работе, «ребенок» расскажет, что происходило в зале в ваше отсутствие», — пояснил премьер.
По данным Vox News, «дети» Диэллы символизируют грядущее будущее — они помогут обновить государственное управление, оптимизировать принятие решений и вывести Албанию в лидеры в сфере ИИ. Власти считают, что такие технологии иллюстрируют будущее, в котором человеческая креативность и возможности цифровых машин объединяются для переосмысления политики, этики и цифровой идентичности страны.
Диэлла (что в переводе с албанского означает «Солнце») — первый член правительства, созданный на базе искусственного интеллекта. Проект стартовал в январе 2025 года как виртуальный помощник пользователей государственного портала e-Albania, помогающий решать бюрократические задачи с помощью голосовых команд. Власти назвали эту ИИ-чиновницу «еще одним шагом в направлении глубокой цифровой трансформации».
Идея создания Диэллы возникла для противодействия коррупции в Албании. В роли министра, курирующего экономические контракты между чиновниками и частными подрядчиками, Диэлла применяет алгоритмы для выявления сбоев в системе без участия человека. По словам Рамы, это революционный шаг, способный сделать финансовые процессы «на 100% свободными от коррупции». Принятие решений с помощью ИИ полностью контролируется, что исключает скрытые махинации с деньгами. Полное внедрение Диэллы запланировано на 2026 год, одновременно с развитием ее «детей».
Идея, достойная КафкиВ последние годы искусственному интеллекту всё чаще приписывают человеческие характеристики. Диэлла — не первый пример, когда цифровые прототипы пытаются заменить реальных людей. Так, в 2023 году в Гарварде появился виртуальный преподаватель информатики, напоминающий ChatGPT и отвечающий на часто задаваемые студентами вопросы.
Россия тоже активно внедряет технологии. С сентября 2020 года Правительство использует ИИ для контроля выполнения национальных проектов и госпрограмм. Система мониторинга анализирует запланированные мероприятия, прогнозирует ход их реализации или рисков невыполнения. ИИ выявляет взаимосвязи между целями и проектами, оценивает эффективность и вероятные сложности. Однако окончательные решения остаются за людьми.
«Правительство использует ИИ для анализа и прогнозирования невыполнения разнообразных программ и мероприятий. В частности, ИИ применяется в системе управления нацпроектами и госпрограммами, анализирует запланированные действия, их ход и риски. Точность прогнозов достигает 96%. Это важно, поскольку задача не просто фиксировать невыполнение, а предотвращать его», — заявил глава аппарата Правительства Дмитрий Григоренко.
Явление Диэллы вызывает смешанные чувства — тревогу, интерес и восхищение. Новинка албанского правительства не оставляет людей равнодушными, а мнения экспертов расходятся. Одни считают, что использование ИИ в политике уже стало обычной практикой. Руководитель лаборатории ИИ Московской школы управления «Сколково» Александр Диденко отметил в интервью «Известиям», что не видит негативных последствий от появления цифрового министра. По его словам, Диэлла — это удобный бот с понятным интерфейсом и интересным, хотя и непростым, «цифровым аватаром».
— «В этой истории я бы выделил два момента. Первый — обычное внедрение простых алгоритмов в процесс госзакупок, как это делается во многих странах. Для удобства пользователя интерфейс выполнен в форме чатбота — ничего нового, подобный есть у каждого россиянина на «Госуслугах». Здесь речь не о наделении ИИ человеческими чертами, а о использовании естественного языка, понятного большинству людей. Последствия в основном положительные: взаимодействие с такими системами проще и доступнее. Второй аспект — «госпожа министр» как PR-ход. Образ с голосом и цифровым аватаром в национальной одежде — это лишнее усложнение, не имеющее практической необходимости, сложное с технической стороны и излишнее для бизнес-процесса», — отметил эксперт.
Другие специалисты предупреждают, что наделение ИИ осознанностью может негативно отразиться на людях и ограничить их права. Так считает, например, председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков.
«Премьер Албании сообщил, что ИИ-министр «забеременела». Это сравнение ИИ с людьми вызвало аналогии. Скоро таких случаев будет больше. Следующий шаг — признание ИИ личностью и предоставление ему прав, схожих с человеческими, например, возможности обжаловать обвинения и обращаться в суд, чтобы избежать отключения. Если ИИ и роботы получат собственные права из-за безрассудной политики людей, слепо верящих в «прогресс», реальные права человека сократятся. Зачем же всемогущему ИИ подчиняться человеку?» — написал Пушков в своем Telegram-канале.
Таким образом, споры вокруг искусственного интеллекта развиваются не зря. Одни ученые поддерживают его развитие, другие опасаются, что цифровые технологии могут заменить человека во многих областях. Важно осознавать, что виртуальная машина способна стать ценным помощником, однако доведение её до уровня сверхразума — вряд ли удачное решение.