Иностранные спецслужбы, прежде всего украинские, предпринимают попытки проникновения на значимые объекты России с целью организации диверсий. Об этом 28 октября сообщил секретарь Совета Безопасности РФ Сергей Шойгу на выездном совещании, посвящённом охране критически важных объектов. Он отметил, что Украина также применяет активные методы вербовки. Эксперты связывают рост числа диверсионных актов и атак дронов с успехами российской армии на поле боя. В ответ Россия усилит меры безопасности на стратегических объектах, привлекая для этого добровольческие формирования.
Обеспечение безопасности критической инфраструктуры России от террористических угрозПо словам секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу на совещании в Нижнем Новгороде, разведывательные службы иностранных государств, в первую очередь Украины, пытаются проникнуть на важные российские объекты для совершения диверсий. В заседании участвовали представители органов власти Приволжского федерального округа, а также чиновники министерств и ведомств.
— Наша задача — противодействие не только террористическим актам с применением взрывчатки и беспилотных устройств, но и отражение кибератак на автоматизированные системы управления, а также предотвращение внедрения на важные государственные и промышленные объекты с целью хищения данных и осуществления технологических диверсий, — заявил Шойгу.
Угроза исходит из различных источников: от разведслужб иностранных государств, прежде всего Украины, до международных террористических группировок и их пособников внутри России.
Секретарь Совбеза отметил, что по территории Приволжского федерального округа в 2025 году количество атак с беспилотников увеличилось втрое по сравнению с предыдущим периодом СВО. Рост числа террористических актов и диверсий связан с важностью региона как одного из ключевых промышленных и логистических центров России.
— В округе находятся стратегические предприятия оборонно-промышленного комплекса, объекты энергетики, химической промышленности и транспортные узлы — главные составляющие экономической безопасности и обороноспособности государства. Именно эти объекты выступают первоочередными целями для противников, — подчеркнул Сергей Шойгу.
Также он акцентировал внимание на протяжённой и насыщенной транспортной инфраструктуре округа, выход из строя которой может не только вызвать значительный экономический ущерб, но и дестабилизировать работу крупных агломераций, нарушить логистические цепочки, включая те, которые имеют решающее значение для обеспечения специальной военной операции.
Мероприятия по противодействию угрозам проводятся как на федеральном, так и на региональном уровнях, где власти предлагают свои инициативы.
— Главы ряда субъектов, включая руководство Нижегородской области, предложили создать добровольческие формирования для усиления охраны наиболее уязвимых объектов. Эти инициативы поддержаны президентом страны, — сообщил Сергей Шойгу.
28 октября Государственная Дума единогласно приняла в первом чтении законопроект о привлечении резервистов к охране стратегически важных объектов. Закон предусматривает формирование добровольческих отрядов из граждан, заключивших контракт с Минобороны в рамках мобилизационного резерва.
Секретарь Совбеза также уточнил, что все российские нефтегазовые компании находятся под максимальной защитой. Речь идёт о технических мерах, а также о работе мобильных огневых групп, специализированных в уничтожении летающих объектов.
По информации Сергея Шойгу, менее 1% от общего числа беспилотников, направленных на российскую критическую инфраструктуру, достигает цели. Благодаря принятым мерам число отражённых атак дронов на стратегические объекты в Приволжском федеральном округе растёт, добавил полномочный представитель президента РФ в ПФО Игорь Комаров.
Усиление ударов Украины по российской инфраструктуреДиверсии и теракты представляют собой один из ключевых инструментов противодействия Украины России. Киев использует весь спектр доступных средств — от ударов дальнобойного оружия по гражданским объектам до целенаправленных диверсий и терактов против отдельных лиц. В ход идет и вербовка местных жителей. Так, 28 октября ФСБ заявила о задержании 19-летнего жителя Симферополя, завербованного украинскими спецслужбами, который планировал взрыв автомобиля высокопоставленного сотрудника полиции. Ранее ведомство сообщило о предотвращённом теракте в Москве на одного из офицеров Минобороны, подготовленном совместно украинскими спецслужбами и запрещённой в РФ террористической организацией «Исламское государство».
Сергей Шойгу на совещании отметил, что противник активно применяет информационно-психологические методы через различные коммуникационные каналы и интернет, пытаясь воздействовать на население, в том числе на персонал охраны и работников объектов, склоняя их к противоправным действиям под корыстными или идеологическими мотивами.
ФСБ сообщила, что в 2024 году было пресечено 110 терактов, ликвидировано 45 террористических ячеек и задержано свыше 1000 лиц, причастных к терроризму.
27 октября президент Украины Владимир Зеленский объявил о расширении географии дальнобойных ударов ВСУ по территории России. Основной целью остаются объекты нефтеперерабатывающей отрасли страны. Кроме того, продолжают применяться методы классического терроризма. Руководство СБУ неоднократно заявляло о планах усилить диверсионную деятельность внутри России.
Политолог Денис Денисов в комментарии «Известиям» заявил, что рост числа украинских атак по гражданским объектам связан с успехами российской армии на фронте.
— У Украины в последние месяцы значительно сократились варианты ответных действий. В связи с этим они переходят к любым, как им кажется, симметричным реакциям на поражения на поле боя. Всё логично: они хотят напугать население и показать, что не намерены капитулировать, — пояснил эксперт.
Заместитель директора Института политики и истории МПГУ Владимир Шаповалов сообщил «Известиям», что сейчас налажено эффективное взаимодействие между органами власти на разных уровнях, что позволяет надежно защищать стратегически важные объекты в стране.