Впервые в истории Японии премьер-министром стала женщина — Санаэ Такаити. Ей удалось в последний момент оформить коалиционное соглашение. Новая глава правительства, оставаясь сторонницей Синдзо Абэ, отстаивает ультраконсервативные взгляды и жесткую позицию по вопросам прав женщин. Внешняя политика страны изменений не предвидит: Япония продолжит наращивать оборонное сотрудничество с США. При этом российско-японские отношения во многом будут зависеть от позиции Вашингтона по отношению к Москве. Важным событием станет встреча Такаити с Дональдом Трампом в конце октября. О перспективах сохранения энергетического сотрудничества Москвы и Токио рассказывают «Известия».
Кто возглавил правительство ЯпонииВ Японии на пост премьер-министра впервые назначена женщина — Санаэ Такаити, лидер Либерально-демократической партии (ЛДП). Всего две недели назад она была избрана главой правящей партии, но долгое время оставалось под вопросом, удастся ли ей возглавить правительство и страну.
Основное препятствие возникло со стороны буддистской партии «Комэйто», которая сотрудничала с ЛДП последние 26 лет, но отказалась войти в коалицию с Такаити. В итоге ключевую поддержку новому лидеру обеспечила Партия инноваций Японии. О создании коалиции объявили 20 октября. За назначение Такаити проголосовали 237 из 465 депутатов — на четыре больше, чем требуется для большинства.
— Победа Санаэ Такаити стала результатом напряженной политической борьбы, что подтверждает ее лидерские качества. Особенно важно, что Япония впервые признала женщину премьер-министром, что символизирует преодоление значительной черты гендерного неравенства, до сих пор присутствующего в стране, — отметил «Известиям» старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН Олег Казаков.
Однако вряд ли Такаити можно назвать приверженкой феминизма. Именно из-за ее консервативных взглядов «Комэйто» отказалась формировать с ней правительство. Она против пересмотра закона XIX века, запрещающего сохранять девичью фамилию, против легализации однополых браков и права женщин наследовать престол императора.
Сложности политической борьбы свидетельствуют о нестабильных позициях Такаити. За последние пять лет в стране уже четвертый раз меняется премьер-министр, что отражает кризис в политике.
Председатель предыдущего правительства, Сигэру Исиба, ушел с поста спустя полгода, чтобы предотвратить раскол внутри ЛДП. Под его руководством партия потеряла большинство в обеих палатах парламента. Потому новому премьеру придется иметь дело с сильной оппозицией при принятии важных решений.
— Ее политическая поддержка достаточно хрупка, и есть сомнения, удастся ли ей сохранить власть надолго. Коалиция с Партией инноваций заключена совсем недавно и может распасться из-за амбиций или конфликтов, — считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Нелидов.
Тем не менее у Такаити немало политических устремлений. Она не раз заявляла, что считает своей ролевой моделью Маргарет Тэтчер. На предвыборной кампании говорила: «Моя цель — стать «железной леди». Интересы нового премьера также подчеркивают ее волевой характер: в молодости она слушала Iron Maiden и Black Sabbath и была мотоциклисткой.
Главную роль для жесткого лидерства Такаити предстоит сыграть в экономике, так как Япония находится в политическом кризисе из-за слабой йены и растущих цен. В экономической политике она следует «Абэномике» — курсу покойного Синдзо Абэ, предполагающему смягчение денежно-кредитной политики Банка Японии, увеличение государственных расходов и проведение структурных реформ.
— Здорово, что Японию возглавила женщина, но я не думаю, что с ее приходом многое изменится. ЛДП сейчас ослаблена, не контролируя большинства в обеих палатах, и весьма непопулярна. Партия едва выжила. Скорее всего, на следующих выборах она потеряет ещё больше мест. Такаити придется очень внимательно следить за политической реакцией, — подчеркнула «Известиям» директор Центра международных исследований Университета Южной Калифорнии Саори Катада.
Как изменится внешняя политика Японии после назначения ТакаитиЭксперты сходятся во мнении, что внешнеполитический курс Японии радикально не изменится. Страна по-прежнему сконцентрируется на развитии оборонного сотрудничества с США и укреплении союза с Вашингтоном и Сеулом. Такая политика соответствует американской стратегии сдерживания Китая. В Японии существует почти единодушие среди политических сил в пользу усиления сотрудничества с США, отмечает Нелидов. Аналогичного сближения стоит ожидать и с Австралией, и с Филиппинами, особенно в области обороны, в рамках концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». По мнению большинства независимых экспертов, на деле данная концепция направлена на сдерживание амбиций Китая в регионе.
Сам Такаити также склонна к милитаризации. По примеру Абэ она выступает за пересмотр статьи 9 японской конституции, которая после Второй мировой войны запрещает вести боевые действия и иметь регулярную армию. При этом Япония сохраняет Силы самообороны, обладающие значительным потенциалом в регионе благодаря поддержке США. Однако для изменения конституции необходима поддержка квалифицированного большинства обеих палат парламента, а также референдум, что усложняет процесс, указывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Китая и современной Азии Ольга Добринская.
Даже Синдзо Абэ не смог вынести вопрос на голосование в парламенте, поэтому в ближайшем будущем японская милитаризация вряд ли серьезно продвинется.
Многое прояснится после встречи Такаити с президентом США Дональдом Трампом. Возможность для переговоров появится уже в ближайшее время: визит Трампа в Японию запланирован на 27–29 октября, а затем лидеры встретятся на саммите АТЭС в Южной Корее.
— Ожидается, что в ходе визита стороны подтвердят планы по укреплению альянса. Вместе с тем требования США увеличить военные расходы станут серьезной нагрузкой для экономики Японии, а опасения по поводу прочности коалиции в Токио могут отразиться на двустороннем диалоге, — пояснила Добринская.
Из-за непредсказуемости политики Трампа в этом вопросе возможны неожиданные повороты, что повлияет на внешнеполитический курс Японии относительно России.
— Стратегия Японии будет меняться в зависимости от того, как будут складываться отношения между Россией и США. Это уже наблюдалось, когда прежний премьер Исиба занял более умеренную позицию в отношении России по сравнению с европейскими странами, особенно в период усилий Трампа по посредничеству в украинском конфликте, — отметил «Известиям» заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов.
Однако не стоит ожидать существенных изменений в российско-японских отношениях — ослабление санкций в отношении России пока не предвидится. Решение по спорным Курильским островам на месте: Япония не согласится на мирный договор без отказа от претензий, а Россия не пойдет на территориальные уступки.
В целом возобновление политического диалога между Москвой и Токио зависит от позиции Запада и хода разрешения украинского кризиса.
Тем не менее Япония сохраняет экономические связи с Россией, прежде всего в энергетике. Так, она участвует в важном для России проекте «Сахалин-2».
— Можно также говорить о Северном морском пути, который долгое время оставался предметом дискуссий и прогнозов. Формально Япония не вышла из арктических проектов, которые сейчас заморожены, но потенциально могут быть возобновлены, — добавил Стрельцов.
На данный момент, несмотря на санкции против России, Япония пытается проявлять прагматизм в отдельных сферах, сохраняя экономическое сотрудничество, культурные и образовательные обмены. Особенно заметен рост туризма: Япония не ограничивает поток российских туристов, который достиг рекордного уровня. В сентябре число россиян, посетивших страну, увеличилось на 108,1% по сравнению с прошлым годом.