США ищут замену китайским редкоземельным металлам в Австралии


Фото: Global Look Press/b91/ZUMAPRESS.com

Австралия обеспечит США критическими редкоземами в обмен на атомные подлодки и технологии

Австралия намерена предоставить США доступ к своим редкоземельным металлам. Взамен Канберра рассчитывает на приток американских инвестиций и укрепление военного партнерства, в том числе через покупку атомных подводных лодок в рамках соглашения AUKUS. Именно эти вопросы обсуждались 20 октября в Белом доме во время первого визита австралийского премьера Энтони Альбанезе в Вашингтон с момента инаугурации Дональда Трампа. Редкоземельные металлы необходимы США для производства истребителей F-35, ракет Tomahawk и дронов Predator, однако у самой Америки их недостаточно. Из-за торговой войны с Китаем импорт из этой страны осложнился. В это же время приобретение американской военной техники Австралией усугубляет сложную ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где Пекин обвиняет Запад в конфронтации, а Запад отвечает Китаю взаимными обвинениями. 20 октября Австралия зафиксировала нахождение китайского самолета в своем воздушном пространстве.

Трамп проявил интерес к австралийским редкоземельным металлам

В свете противостояния США и Китая Вашингтон ищет альтернативных поставщиков редкоземельных металлов (РЗМ). Эта тема стала ключевой в переговорах между премьер-министром Австралии Энтони Альбанезе и Дональдом Трампом 20 октября в Белом доме. Уже через десять минут после начала беседы стороны подписали соглашение, над которым работали около четырех-пяти месяцев.

«Примерно через год у США будет столько критических минералов и редкоземельных элементов, что они не будут знать, что с ними делать», — отметил Трамп.

Общие инвестиции США и Австралии превысят $3 млрд в проекты по добыче ключевых металлов, а стоимость ресурсов оценивается в $53 млрд. Пентагон также планирует вложиться в строительство завода по переработке галлия в Западной Австралии мощностью 100 тонн в год.

Обострение торгового конфликта между США и Китаем произошло в начале октября, после того как Пекин приказал усилить контроль за экспортом технологий, связанных с редкоземельными металлами.

В ответ Трамп заявил о введении дополнительных 100-процентных пошлин против Китая, которые должны вступить в силу до 1 ноября. Уже до новых мер Пекин существенно сократил экспорт некоторых редкоземельных металлов в США: в сентябре поставки упали до 421 тонны по сравнению с 590 тоннами в августе. Тем не менее Трамп надеется урегулировать вопросы с Китаем на саммите АТЭС в Южной Корее и даже планирует официальный визит в Китай в 2026 году.

Редкоземельные металлы включают 17 химических элементов, большинство из которых необходимы для высокотехнологичных процессов. Например, одному истребителю F-35 требуется более 400 кг таких элементов. Они также применяются при производстве ракет Tomahawk и дронов Predator. В мирной сфере РЗМ используются для создания мощных магнитов, жестких дисков, электродвигателей, реактивных двигателей и экранов телевизоров и мониторов.

Среди стран лидером по запасам РЗМ остается Китай с 44 млн тонн и 70% мирового предложения. Бразилия занимает второе место с 21 млн тонн, затем Индия — 5,7 млн тонн, за ней идет Австралия с 5,7 млн тонн. США располагают лишь 1,9 млн тонн. Американское производство ограничено одним месторождением, и переработка сырья традиционно происходит в Китае.

Австралия могла бы стать основным поставщиком РЗМ для США, особенно после крупных вложений в стратегический запас критически важных минералов, объявленных в апреле. Эти меры направлены на обеспечение стабильных поставок и снижение зависимости от Китая.

Однако эксперты подчеркивают, что производственные возможности Австралии ограничены, и процесс переработки редкоземов там пока дорогой. Важным фактором является и значительно большее количество китайских запасов. Например, объем неодима в Австралии в семь раз меньше, чем у Китая. По оценкам специалистов, чтобы полностью заменить китайские поставки, США потребуется около пяти лет напряженной работы.

— В Австралии действует лишь одна компания Lynas, занимающаяся добычей редкоземельных металлов. Экспертизу Китая и Австралии в этом вопросе сравнивать невозможно. Особенность рынка редкоземов в том, что недостаточно просто добыть минерал — важно преобразовать каждый из них в товарную форму, а этого Австралия пока не умеет. Максимум, что страна может предложить на данном этапе — это оксиды редкоземельных металлов. Технологический сектор в Австралии крайне ограничен, — пояснил председатель Ассоциации производителей и потребителей редких и редкоземельных металлов Руслан Димухамедов.

Обещания безопасности для Австралии

В обмен на доступ к своим редкоземам Австралия рассчитывает получить от США атомные подводные лодки в рамках соглашения AUKUS, став второй после Великобритании страной с таким вооружением.

«У нас есть оружие, о котором многие даже не знают. Мы значительно опережаем Китай по всем военным направлениям, кроме кораблестроения, но и там скоро их догоняем», — отметил Трамп в Белом доме.

По итогам переговоров стало известно, что Австралия приобретет у США беспилотные подводные аппараты компании Anduril на $1,2 млрд, а также в скором времени получит первые вертолеты Apache в рамках контракта на $2,6 млрд. Кроме того, планируются крупные инвестиции в развитие системы ПВО, включая выделение $2 млрд на продукцию американских компаний.

Справка «Известий»

Трехсторонний альянс США, Великобритании и Австралии был создан в 2021 году. По договоренностям, Австралия получит минимум три использованных атомных подводных лодки класса Virginia из США в 2032 году с возможностью приобрести еще две. На следующем этапе планируется совместное проектирование и строительство новой модели атомной подводной лодки для британских и австралийских ВМС с участием всех трех стран. Также стороны договорились сотрудничать в областях современных военных технологий, включая гиперзвуковые ракеты большой дальности, подводную робототехнику и искусственный интеллект.

Несмотря на то, что данная идея не была напрямую обсуждена лидерами трех стран, основой сделки стала необходимость противодействовать растущему влиянию Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако реализация соглашения осложнилась с приходом Дональда Трампа к власти и его политикой «America First». Текущая администрация сомневается в возможности США обеспечить необходимое количество подводных лодок для собственного флота и для Австралии.

— В отношениях с Пекином Канберра занимает определенную дистанцию. Существуют многогранные конфликты между странами, но утверждать, что Австралия строит свою мощь исключительно для противостояния Китаю, неправильно. Скорее, она стремится улучшить свое военно-техническое оснащение, чтобы отражать потенциальные угрозы и быть надежным партнером стран, с которыми поддерживает тесные отношения, например, с Японией, — считает эксперт ИКСА РАН Олег Казаков.

В день встречи Трампа и Альбанезе министерство обороны Австралии обвинило Китай в осуществлении «небезопасных и непрофессиональных маневров» в воздушном пространстве страны. За день до этого китайские военные заявили о незаконном пролетании австралийского военного самолета над спорной акваторией Южно-Китайского моря. Ранее, в марте, Канберра также жаловалась на длительное пребывание китайских кораблей у своих берегов.

Несмотря на имеющиеся разногласия, Китай остается важным торговым партнером для Австралии: существует соглашение о свободной торговле, а Австралия признает Тайвань частью Китая. Премьер Альбанезе посещал азиатскую страну дважды. По мнению Олега Казакова, для Австралии важно сохранять позитивные отношения с Китаем. С другой стороны, Трамп заинтересован в разрыве этих связей в рамках своей стратегии снижения торгового влияния Пекина.


  • Теги:

Лента

Все новости