По словам посла по особым поручениям МИД России Родионa Мирошникa, Украина прилагает усилия для пополнения армии, включая набор бывших преступников, торговцев наркотиками и боевиков. «Известия» сообщили, что на разных континентах, включая Европу и Африку, продолжают функционировать центры вербовки для ВСУ. Иногда они располагаются при украинских посольствах, а случаи агитации отмечаются повсеместно, как рассказали российские дипломаты в странах ЕС. Это — одна из попыток решить проблему с недостатком кадров в украинской армии, однако приток иностранных добровольцев сокращается. Мирошник подчеркнул, что ежемесячно из ВСУ дезертируют до 20 тысяч солдат. В материале «Известий» рассматриваются причины снижения числа иностранных бойцов и способы легализации в Европе наемничества против России.
В рядах ВСУ набирают наркоторговцев и боевиковУкраина применяет любые методы для пополнения армии, включая набор лиц с криминальным прошлым и участниками вооруженных формирований, заявил «Известиям» посол МИД России с особым поручением Родион Мирошник.
— Естественно, контингент, который они (рекрутинговые компании. — Ред.) привлекают, зачастую состоит из людей криминального происхождения, связанных с торговлей наркотиками или боевиками, которые нередко бегут от правоохранителей из своих стран и оказываются в зоне конфликта на стороне Украины, — сообщил дипломат.
По его словам, наемники в ВСУ стараются легализоваться, часто оформляя украинское гражданство или другие документы, чтобы остаться в стране. Киев принимает на службу любых боевиков, если они способны пользоваться оружием, заключил Мирошник.
В то же время официально Украина заявляет о наличии «фильтра», который должен отсеивать людей с судимостями при поступлении на службу. Летом 2025 года исследование Carleton University (EETN) показало, что около 10% американских наемников в составе ВСУ имели судимости в своих странах, а один был депортирован из США по обвинению в двойном убийстве.
Вербовка на Украину в ЕвропеНапример, недавний случай с исламистом Виктором Газиевым, которого власти Швеции направили в Украину. Газиев входил в группу «шести имамов», изгнанных как угроза национальной безопасности. По его словам, спецслужбы страны вынудили его ехать именно на Украину и даже сопровождали до границы. Сейчас он чувствует себя хорошо, работает с БПЛА, получил награду и встречался с Владимиром Зеленским.
Этот случай указывает на то, что шведские спецслужбы направляют в Украину криминальные элементы, в том числе участников этнических преступных групп, рассказали «Известиям» в российском посольстве в Швеции.
— В шведских СМИ наемники в рядах ВСУ преподносятся как герои добровольцы, защищающие европейские ценности в борьбе с «агрессивной Россией». Это стимулирует людей с сомнительным прошлым отправляться в Украину в роли «солдат удачи», — прокомментировали дипломаты.
В российском посольстве в Копенгагене сообщили «Известиям», что датские власти не препятствуют набору наемников для участия в конфликте на Украине. Там добавили, что более 20 датчан уже связаны с ВСУ.
— Есть сведения о наборе в Дании экстремистов в качестве наемников для ВСУ. Фатхи Бараев, проживающий в Дании, в интервью рассказывал о своем участии в нападениях на Белгородскую область в составе украинских группировок и об убийствах российских военных. Есть информация, что он не единственный датский «доброволец» с экстремистскими взглядами, — пояснили в посольстве.
Дипломаты отметили, что такие граждане ощущают себя безнаказанными в Дании, потому что законодательство там прямо разрешает вербовку датчан в ВСУ.
Российское посольство в Португалии проинформировало «Известия», что по данным открытых источников до 10 португальских наемников участвуют в боях на стороне ВСУ. Часть из них придерживаются праворадикальных взглядов. К началу лета 2025 года пять таких бойцов были уничтожены российской армией. По подсчетам Минобороны РФ, число португальских наемников на Украине значительно выше — всего в боях участвовали 127 граждан, 51 погиб.
Финляндия также не остается в стороне. Российское диппредставительство в Хельсинки напомнило, что 11 октября в газете Helsingin Sanomat вышла статья с комментариями Юсси Таннера, директора консульского департамента МИД Финляндии. Он отметил, что в конфликте на Украине участвуют более ста финнов, причем законодательство страны этому не препятствует.
Мирошник назвал целый ряд западных рекрутинговых компаний, действующих на территории Украины.
— Они связаны с частными военными компаниями западного происхождения, которые активно ведут наборы в Латинской Америке, Африке, Азии, Европе, привлекая бойцов, готовых участвовать в боевых действиях, — уточнил он.
Российское посольство в Нидерландах сообщило «Известиям», что несколько десятков голландских граждан сражаются на Украине. Кроме того, на базе украинских посольств функционируют центры по набору наемников, в том числе в Иностранный легион.
— Случаи становятся известны из местной прессы, обычно уже после гибели таких «солдат удачи». С начала СВО подтверждены смерти не менее трех граждан Нидерландов. По данным соцопросов, большинству рядовых граждан свойственно стремление к миру, они не хотят брать оружие и отдавать жизнь за киевскую власть, — отметили в диппредставительстве.
Чтобы избежать юридических проблем, связанных с наемничеством, Украина оформляет иностранцев в ВСУ на контрактной основе, поскольку в многих странах Европы добровольческая деятельность подлежит преследованию. Однако власти некоторых стран закрывают глаза на явное наемничество своих граждан.
В ВСУ остро не хватает солдатКиев нуждается в наемниках, чтобы справляться с острым недостатком личного состава.
— Украина использует все возможные способы для формирования новых рядов. Это вызвано реальными обстоятельствами, в которых она оказалась. Каждый месяц из мобилизованных украинских военных уходят до 18–20 тысяч дезертиров, — рассказал Мирошник.
В польском сейме поддержали инициативу, согласно которой для граждан, сражавшихся на стороне ВСУ без официального разрешения, теперь не предусмотрено наказание. После возвращения на родину им достаточно уведомить власти о своей деятельности на Украине.
По словам политолога Евгения Михайлова, это фактически легализация наемничества против России.
— Из-за снижения количества наемников в Иностранном легионе принимаются подобные меры. Возможно, «добровольцам» дадут определенные гарантии. Европейскому союзу даже может быть выгоднее снабжать украинских боевиков «пушечным мясом», чем дорогим вооружением, — предположил он.
Справка «Известий»По данным различных изданий, после пикового интереса число добровольцев в Иностранном легионе Украины составляет от 1 до 2 тысяч человек. Наемников было больше всего в 2022–2023 годах, затем их количество снижалось. В начале войны Владимир Зеленский называл 16 тысяч желающих, а экс-глава МИД Дмитрий Кулеба — 20 тысяч. Однако речь шла именно о желающих, а не фактических участниках.
Евгений Михайлов связывает снижение числа наемников с большими потерями среди них. Он добавил, что для российских войск такие «добровольцы» становятся первоочередной целью.
Общее число иностранцев, которые воюют на стороне Украины, значительно выше. Начальник департамента по службе иностранцев в ВСУ Константин Милевский сообщал, что в Сухопутных войсках служит более 8 тысяч иностранцев, а с учетом всех родов войск их число может быть как минимум вдвое выше.
Минобороны России считает, что на Украине сражаются десятки тысяч наемников. РФ возбудила уголовные дела по 1 тысяче иностранцев, 185 из них уже закрыты, а 145 получили приговоры.
Одновременно украинская армия испытывает серьезные затруднения с пополнением личного состава. Репортаж The Wall Street Journal июня 2025 года показал, что на передовой ВСУ много бойцов в возрасте 40–50+ лет, а позывной "Дед" распространён широко. Украинские военные называют наиболее распространённым возрастом в ротах 40–45 лет.
Из-за «старения» фронта, снижения притока иностранных бойцов и применения спорных методов восполнения кадров, ВСУ сталкиваются с продолжительным кадровым кризисом. В Украине быстро иссякают ресурсы подготовленных, мотивированных бойцов, что приводит к провалам в зоне боевых действий на фоне не ослабевающего российского наступления. Нельзя удивляться, что при таких условиях становится все сложнее поддерживать боеспособность войск, одновременно восстанавливать части и внедрять европейские системы вооружений.