Житель Екатеринбурга Олег Анучин признан виновным в убийстве и разбое, которые были совершены в 2000 году в составе банды Владислава Соболя — бывшего руководителя антинаркотического отдела МВД. Суд вынес соучастнику приговор — 9,5 лет тюремного заключения в колонии строгого режима. Расследование преступлений этой банды продолжается уже 25 лет. Подробнее о ходе расследования преступлений «оборотней в форме» — в публикации «Известий».
Последний из группировки изменниковЖелезнодорожный районный суд Екатеринбурга приговорил 46-летнего Олега Анучина к 9,5 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. Следствие связывает его с группировкой Владислава Соболя, в которую он входил, и приписывает банде в общей сложности 11 убийств и ряд нападений. Это один из последних вердиктов по делу, расследование которого растянулось на четверть века. Интересно, что суд вынес наказание Анучину исключительно за убийство, так как срок давности по обвинению в разбое истек.
Суд признал полностью доказанным участие Анучина в разбойном нападении на предпринимателя и его спутницу в ноябре 2000 года, когда цель преступления составляла 250 тысяч рублей. В этом преступлении он выполнял роль наводчика. Также Анучин участвовал в убийстве бизнесмена Александра Иванова в октябре того же года — он обеспечивал наблюдение за обстановкой вместе с другим членом банды, пока Соболь и его сообщник расстреливали жертву. Следователи реконструировали обстановку преступлений при помощи ДНК-экспертиз и полиграфа. Для совершения этих деяний милиционеры использовали три пистолета и два обреза.
Группа СоболяПо версии следствия, Анучин являлся одним из основных участников банды, организованной Владиславом Соболем — бывшим руководителем ОБНОНа Кировского района Екатеринбурга.
«В состав банды, отличавшейся особым цинизмом, входило пять человек, трое из которых на тот момент занимали оперативные должности в правоохранительных органах. На сегодняшний день почти все живые участники группы привлечены к уголовной ответственности», — говорится в официальном канале судов Свердловской области.
В начале 2000-х годов Соболь возглавил подразделение, однако вместо борьбы с наркоторговлей стал стремиться контролировать бизнес мафии. К ближайшему окружению Соболя, кроме Анучина, относились офицеры милиции Владимир Семенюк и Олег Гирфанов. В отношении Антона Боровика, проходившего по делу, суд присяжных не признал вину — доказательств его причастности к преступлениям не обнаружили.
Соучастники активно пытались захватить рынок героина: они приходили к наркоторговцам и требовали передать им «товар» либо чётко указывали, что «барыга» теперь обязан будет работать на них.
Ранее Соболь был осужден сначала за незаконный оборот наркотиков, а затем — за убийства и кражи. Суд установил его причастность к 11 убийствам. В октябре 1999 года вместе с соучастниками он после пыток расправился в лесополосе с двумя предполагаемыми наркоторговцами. Бандиты в форме пытались выяснить у жертв каналы поставок — не чтобы пресечь их, а чтобы перенаправить под свой контроль. Жертв задушили и похоронили в лесу — именно за это преступление был осуждён Анучин. В апреле 2000 года группировка ликвидировала мужчину, причастного к незаконному обороту наркотиков, который мог раскрыть их деятельность правоохранительным органам. Бандиты расстреляли наркодилера, его сожительницу и мать из пистолета с глушителем.
Стоит отметить, что Соболь не считал зависимых и обездоленных граждан людьми. Он представлял себя «чистильщиком»: большинство его жертв — уличные наркоманы. Более половины убитых — случайные свидетели его преступлений, социально неблагополучные люди и бездомные. Одного из пострадавших удалось спасти медикам.
В конце своей преступной деятельности бандиты начали выполнять заказы на убийства бизнесменов. Кроме того, Соболь устранял и коллег-милиционеров, пытавшихся, подобно ему, получить долю в сфере торговли наркотиками.
Вовремя остановленыЧерез некоторое время ФСБ заинтересовалось преступной деятельностью антинаркотического подразделения и его руководителя. В 2001 году Соболь был арестован при попытке сбыть крупную партию героина. Также ему и членам группировки пытались вменить несколько убийств, но в тот момент доказательств имелось недостаточно. Следствие не прекращало попытки раскрыть преступления банды, и спустя 25 лет последний из её членов получил обвинительный приговор.
— Владислав Соболь во время своей преступной деятельности служил в правоохранительных органах, что дало ему возможность изучить методы работы милиции и использовать их для сокрытия преступлений, — отмечает криминолог Николай Модестов. — Контакты в преступном мире помогали группировке Соболя получать заказы на устранение конкурентов. Эта эпоха была характерна ожесточённой борьбой за контроль над ресурсами: рынками, предприятиями, территориями влияния.
Николай Модестов также уточняет, что конфликты зачастую переходили в открытые столкновения с заказными убийствами и разбойными нападениями.
— В то же время преступные сообщества Екатеринбурга начали всё активнее проникать в легальный бизнес — торговлю, строительство и недвижимость, — говорит Модестов. — Этот процесс сопровождался «крышеванием» бизнеса, чем и занималась группировка Соболя.