В 2022 году Андрей Ещенко, бывший защитник сборной России, завершил свою футбольную карьеру. На клубном уровне он играл в высших дивизионах чемпионатов разных стран за киевское и московское «Динамо», нижегородскую «Волгу», московский «Локомотив», махачкалинский «Анжи» и краснодарскую «Кубань». Однако главных успехов достиг именно в московском «Спартаке», с которым стал чемпионом России в 2017 году. По окончании игровой карьеры Ещенко работал в академии «Спартака», а в 2023 году он присоединился к «Кубани» в роли руководителя программы развития молодежного футбола. Через год он стал ассистентом главного тренера основной команды, а с лета 2025-го — главным тренером клуба во второй лиге.
В интервью «Известиям» Ещенко поделился подробностями своей нынешней работы, дал оценку выступлению «Спартака», находящегося на шестой позиции в РПЛ, высказался за сохранение Деяна Станковича на посту главного тренера «красно-белых», размышлял о будущем недавно завершившего карьеру футболиста Дениса Глушакова, рассказал о впечатлениях от общероссийской тренерской конференции в Москве, а также вспомнил самые тяжелые сборы, проходившие под руководством Павла Яковенко — тренера «Химок» в 2005 году, при котором он играл в первой лиге.
— Что вы вынесли для себя из тренерской конференции?
— Раньше на подобных мероприятиях не бывал, так как только недавно начал тренерскую практику. Когда получил приглашение, сразу согласился, ведь хотелось пообщаться с коллегами, обсудить нашу деятельность, узнать новые тенденции в тренерской работе и встретиться с теми, кто меня тренировал в разные периоды. Всё было интересно и полезно. Я услышал много новых идей и стараюсь их применять. Думаю, такие мероприятия стоит проводить минимум дважды в год.
— Какие именно идеи привлекли ваше внимание?
— Главное — необходимость усиленной работы. Я с этим согласен. Также нужно уделять внимание детскому спорту, ведь порой во взрослые команды попадают футболисты, которые не понимают базовых требований игры.
— Вы имеете в виду под «больше работать» — больше тренироваться?
— Не только. В первую очередь – развитие физической подготовки и техники, но важен и интеллектуальный аспект. Наши футболисты должны не просто быстро бегать, но и быстро принимать решения на поле.
— Почетный президент РФС Вячеслав Колосков на конференции заметил, что некоторые современные игроки приезжают на тренировки на автомобиле за 15 минут, проводят час занятий, принимают душ и сразу уезжают. Он считает этого мало. Как вы считаете?
— Всё зависит от структуры тренировки. За час можно выполнить столько работы, сколько кто-то делает три часа. Важно, чтобы футболист был мотивирован и стремился развиваться, а мы должны его в этом поддерживать.
— Кто из ваших бывших тренеров больше всего повлиял на ваш стиль работы?
— Каждый оказал влияние по-своему. Например, Юрий Семин учил строить команду и поддерживать коллектив, Фабио Капелло привил дисциплину, а Павел Яковенко научил работать с физической подготовкой — у него в «Химках» было по четыре тренировки в день. Также немало взял для себя от Рашида Рахимова, который на конференции подчеркнул важность правильного направления своих действий и мыслей.
— Рассказы о жестких тренировках Яковенко до сих пор ходят. Сможете ли представить, что в современном футболе кто-то даст такие же интенсивные нагрузки, как он в «Химках» 20 лет назад?
— Я и сам хотел бы проводить подобные тренировки. Но есть нюансы, например, после долгих перелетов игрокам нужен отдых. Однако на сборах, если есть условия, почему бы нет?
— Какие условия нужны?
— Для начала — бюджет, чтобы поехать зимой на сборы, например, в Турцию. Там должны быть тренажерный зал, бассейн, поле с песком и хорошие футбольные поля. При наличии всего этого можно тренироваться много раз в день.
— Как, по вашему мнению, современные футболисты, привыкшие к более щадящему режиму, воспримут такие нагрузки?
— Футболист должен адаптироваться под требования тренера. Если тренер хочет пять тренировок в день, значит так и должно быть. Сейчас спортсмены не всегда такие крепкие, как раньше, но с помощью регулярных занятий можно развить выносливость и физическую форму. Всё зависит от желания. Те, кто хочет добиться успеха, всегда должны быть готовы чем-то пожертвовать.
— Кто из игроков вашей нынешней «Кубани» смог бы выдержать тренировки Яковенко?
— Не все выдержат все тренировки, но несколько занятий определенно смогли бы.
— Когда Михаил Гершкович, председатель Объединения отечественных тренеров, упомянул, что с 2000 года «Кубань» сменила 47 главных тренеров, не стало ли вам страшно?
— Нет, но я хочу сохранить этот список и показать клубу (улыбается).
— Зачем?
— Чтобы понимали, что о «Кубани» помнят и говорят.
— Знаете и помните хоть половину из этих тренеров?
— Немного знаю, ведь играл в «Кубани» полтора года.
— При нынешнем руководстве у вас есть ощущение, что дадут время на работу?
— Сейчас клуб изменяет стратегию развития и меняет подходы, чтобы «Кубань» могла прогрессировать на длительной дистанции.
— В чем заключается новый вектор развития?
— Раньше в команде оставалось много игроков из первой лиги, откуда клуб вылетел из последнего места. Сейчас команда понизилась до группы «серебро» второй лиги — фактически четвертого по уровню дивизиона. Решили менять состав и политику. Также необходимо было внедрить «лимитчиков» — молодых игроков, которых регламент требует задействовать в матчах. Мы взяли таких ребят как инвестицию в будущее, они смогут закрыть вопрос с лимитом на ближайшие 2-3 года.
— В сентябре в Краснодаре вновь открылся аэропорт, впервые с февраля 2022 года. Станет ли подготовка к матчам легче, учитывая возможность летать на выезды самолетом?
— Для соперников это стало проще, так как они прилетают напрямую, например, «Торпедо Миасс» из Челябинска прилетели в Краснодар и быстро улетели домой. Для нас пока нет, так как на выезд в Калугу ездили автобусом — путь занял 17 часов.
— Почему не полетели самолетом? Недостаток бюджета?
— Такой вариант был изначально запланирован. Кроме того, купить билеты в последний момент не так просто. Мы оценили затраты и решили оптимизировать расходы без изменений первоначального плана. Надеемся, что в будущем полеты станут более регулярными.
— Какой у вас взгляд на формат второй лиги с разделением на дивизионы и группы?
— Мне формат нравится. В турнире сохраняется интрига после каждого тура, команды примерно равны по уровню. Бывают клубы с мастеровитыми игроками, но их можно обыгрывать. В группе «серебро» можно играть 4-5 месяцев, занять первое место, выйти в «золото», подготовиться зимой и во время весенней части выиграть путёвку в первую лигу. Хороший и интересный формат.
— Есть ли у вас задача вернуться в первую лигу в определенный срок?
— Да, однако сначала необходимо как можно быстрее выйти в группу «золото».
— Есть ли для этого потенциал?
— Потенциал есть и был, но на поле выходят футболисты, и многое зависит от них. Слова — это одно, а дела — другое.
— Как сейчас в Краснодаре относятся к «Кубани»? Долгое время это была главная команда региона, но теперь, когда её нет в РПЛ, «Краснодар» полностью занял внимание болельщиков?
— «Краснодар» действительно добился больших успехов, и результат привлекает зрителей. Но даже когда «Кубань» играла в первой лиге два сезона назад, на игры приходило много людей. Во времена моей игры стадионы собирались полностью.
— Вы играли, когда у «Краснодара» не было стадиона, а команда ещё только развивалась и не часто превосходила «Кубань» по итогам?
— Да, сравнивать с теми временами не совсем корректно. Тем не менее я уверен, что «Кубань» можно вернуть популярность, если создать эффективный клуб с правильно выстроенной структурой. Для этого нужны люди, желающие развивать клуб и поднимать его на новый уровень. Сейчас руководство и тренерский штаб заинтересованы в этом, нужно работать вместе, чтобы достигнуть целей.
— Недавно в Химках состоялся прощальный матч Дениса Глушакова, на котором вас не было, хотя вы дружите и долго играли вместе.
— Да, не получилось быть — в тот же день у нас была игра с «Калугой». Но я поздравил Дениса и поблагодарил за приглашение.
— Как считаете, чем он будет заниматься дальше?
— Думаю, пока он не будет спешить с переменами. Продолжит посещать мероприятия РФС в регионах как звезда, возможно, вернется в медийную сферу — он уже выступал в Медиалиге за СКА. Затем, возможно, станет работать в команде тренером или спортивным директором. Мне кажется, роль спортивного директора ему больше подходит.
— Он не раз говорил о желании вернуться в «Спартак». Возможно ли это, принимая во внимание конфликт с фанатами в конце карьеры из-за Массимо Карреры?
— Почему бы и нет? Рано или поздно такое может случиться.
— Ваше мнение о современном «Спартаке»?
— Интересный клуб.
— Можно подробнее?
— Они могут выигрывать, но могут и проигрывать. В командах отсутствует стабильность и чёткие ориентиры.
— Похоже на ситуацию в последние годы вашего выступления? К примеру, при Каррере после чемпионского сезона?
— Там тренер начал совершать непонятные шаги.
— Вы имеете в виду, как незадолго до увольнения он отправил вас с Глушаковым в дубль за лайки под критическими постами в соцсетях?
— Именно так. И это стало началом цепочки неприятностей. Результаты отсутствовали, и пошли изменения. «Спартак» всегда находится под давлением. В чемпионский сезон у нас всё было нормально, но кто-то захотел улучшить ситуацию и только ухудшил её.
— Случалось ли вам после ухода Карреры встречаться с ним?
— Однажды видели друг друга в отеле, когда он приезжал на мероприятие. Поздоровались, но разговоров не было. Со мной поступили не очень по-человечески, что оставило некоторый негатив. Хотя я готов общаться с ним и дальше.
— Надо ли увольнять Деяна Станковича с поста главного тренера «Спартака»?
— Я считаю, что Станкович должен продолжать работу, а в конце сезона уже можно будет подвести итоги. «Спартак» сейчас нестабилен — то выигрывает, то проигрывает. Время покажет.
— Удивлен тому, что в последний год «Спартак» стал тратить десятки миллионов евро на трансферы, чего ранее не было?
— Деньги действительно большие. Сейчас клуб спонсирует «Лукойл», тогда как раньше ведущим инвестором был Федун. Возможно, именно в этом причина.
— На ваш взгляд, влияет ли приход дорогостоящего новичка на баланс в коллективе?
— Если игрок действительно сильный, то команда относится к нему спокойно.
— А если это такой футболист, как Марко Петкович, который пришел в «Спартак» после чемпионского сезона, не заговорил, и за его трансфер критиковали Карреру и посредников?
— Всё зависит от конкретных игроков. Если ты лучше новичка, то будешь играть. Иногда непонятно, зачем проводить сомнительные трансферы, но в карьере у всех бывают взлеты и падения.
— Мечтаете ли вы вернуться в «Спартак»?
— Для начала нужно вывести «Кубань» на высокий уровень с устойчивой структурой. Конечно, каждый мечтает вернуться в «Спартак».