Главные мифы о паллиативной помощи и хосписах: правда и заблуждения


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Правда о хосписах и паллиативной помощи — мифы и реальность для каждого пациента

Существует мнение, что хосписы предназначены только для последних дней жизни, а паллиативная помощь означает отказ от лечения. Однако, на самом деле она помогает не только смягчить страдания, но и улучшить качество жизни при разных стадиях болезни. Вместе с представителями благотворительных организаций и врачами «Известия» развенчивают популярные мифы об этом виде помощи.

Паллиативная помощь и хоспис — это одно и то же — первый стереотип

По информации фонда «Вера», в России ежегодно нуждаются в паллиативной поддержке 1,5 миллиона взрослых и 100 тысяч детей. Такая помощь может предоставляться как дома, так и в лечебных заведениях, в том числе хосписах. Международные исследования показывают, что около 80% пациентов предпочитают получать паллиативную помощь именно дома, в привычных условиях и рядом с близкими. При качественном уходе только 20% нуждаются в медицинском учреждении.

Благотворительный фонд «Вера» рассказал «Известиям», что паллиативная помощь — это законное право человека провести последние дни без боли и унижений, окруженным родными — дома или в хосписе.

— Она включает медицинскую, социальную, психологическую и духовную поддержку. Хоспис же представляет собой медицинское учреждение, где помогают тяжелобольным детям и взрослым. То есть хоспис является частью системы паллиативной помощи, — пояснили в «Вере».

Сегодня специалисты паллиативной службы могут посещать пациентов на дому — это приоритетное направление в работе фонда «Вера». Все деньги, собранные в рамках проекта «Курс добра», планируется направить на финансирование таких мобильных команд по всей России.

— Паллиативная помощь не связана с приближением смерти, а направлена на максимальное улучшение качества жизни при тяжелых болезнях. Это комплексная поддержка, ориентированная на пациента, его потребности и достоинство, — отметила в интервью «Известиям» главный врач клиники «Медскан|Golden Care» Анастасия Гольцман.

Если согласиться на паллиативную помощь, врачи перестанут лечить — второй стереотип

По данным фонда «Вера», когда интенсивные методы лечения неэффективны или слишком истощают человека, врачи переходят к поддерживающей терапии: устраняют боль, лечат пролежни, помогают с дыханием, подбирают питание.

— Цель медицины в хосписе — не продлить жизнь любой ценой, а обеспечить комфорт на каждый прожитый день. Специалисты паллиативной помощи ориентированы на качество, а не на длительность жизни, — рассказали в пресс-службе фонда.

Анастасия Гольцман отметила, что ошибочно думать, что паллиативная помощь ограничивается только обезболиванием — поддержка пациентов гораздо шире.

— Это может быть откровенный разговор, удобное положение в кровати, помощь в организации встреч с близкими — всё это тоже часть поддержки, уменьшающей страдания, — добавила эксперт.

В хосписе оказываются только перед смертью — третий стереотип

Чем быстрее начата паллиативная помощь, тем лучше качество жизни больного и его родственников. По информации фонда «Вера», время пребывания в хосписе зависит от необходимости снять тяжёлые симптомы и улучшить состояние.

— Иногда пациент ощущает улучшение и возвращается домой, куда команда хосписа продолжает приезжать. В других случаях возвращение невозможно, и тогда пациент остаётся в хосписе столько, сколько нужно для спокойного и безболезненного проживания оставшегося времени. Кто-то проводит в хосписе лишь несколько дней, а кто-то — месяцы, — пояснили специалисты.

Хосписы — дорогое удовольствие для богатых — четвёртый стереотип

Эксперты фонда «Вера» рассказали, что в России пребывание в государственных хосписах и паллиативная помощь оказываются бесплатно. Эта помощь входит в систему обязательного медицинского страхования (ОМС), и получить её может любой нуждающийся, независимо от финансового положения.

Кроме государственных, в России функционируют частные хосписы, которые отличаются меньшей загруженностью персонала, более широким спектром услуг, включая немедицинские, и меньшим числом бюрократических препятствий — часто госпитализация туда проходит быстрее и проще.

— Несмотря на различия в финансировании, государственные и частные хосписы объединяет одна идея. Они не конкурируют, а совместно работают для поддержки тех, кто нуждается в помощи в трудный период, — отметила Анастасия Гольцман.

Благодаря сотрудничеству и участию благотворительных организаций, меценатов и частных лиц, с 2014 года Россия повысила уровень паллиативной помощи с 3А до 4А по классификации Всемирной организации здравоохранения, что соответствует высокому уровню интеграции.

Хоспис предназначен только для пациентов с раком — пятый стереотип

Фонд «Вера» пояснил, что в хосписы принимают пациентов с любыми неизлечимыми заболеваниями или болезнями в поздних стадиях, например, с деменцией, боковым амиотрофическим склерозом или органной недостаточностью.

— В случаях ограниченного количества мест преимущество часто получают самые тяжелые пациенты, к которым относятся люди с онкологией, — подчеркнули специалисты.

В хосписах трудятся лишь онкологи — шестой стереотип

Анастасия Гольцман рассказала, что поддержку пациентам, нуждающимся в паллиативной помощи, оказывает мультидисциплинарная команда, включающая не только медицинских работников, но и специалистов других профилей.

— Многие члены команды работают в паллиативной сфере и хосписах на добровольной основе. Их общая задача — создать исцеляющую среду, способствующую улучшению здоровья и самочувствия, — добавила главный врач.

Команда состоит из врачей, прошедших переподготовку для работы в паллиативной помощи, среднего медицинского персонала, реабилитологов, психологов, анестезиологов, а также медицинских юристов и арт-терапевтов.

Дома с семьей лучше, чем в стационаре — седьмой стереотип

Человек поступает в хоспис, когда необходимая помощь невозможна дома. Тем не менее, при возможности организовать уход и контроль симптомов в домашних условиях, службы паллиативной помощи предоставляют её в полном объеме, поддерживая качество жизни пациента, сообщили в фонде «Вера».

— Если состояние пациента позволяет получать поддержку специалистов дома, это лучший вариант. Однако иногда невозможно обеспечить необходимое обезболивание или профессиональный уход на дому, в таких случаях хоспис становится последним пристанищем для тяжело больного, — пояснили эксперты.

В хосписе уныло и страшно, как в больнице — восьмой стереотип

Фонд «Вера» отметил, что хосписы бывают разными: где-то они похожи на больницы, а где-то создают настоящий домашний уют.

— Слоган фонда «Вера» — «Жизнь — на всю оставшуюся жизнь», что означает помощь в проживании последних дней с достоинством, без боли и страхов. Фонд поддерживает хосписы с индивидуальным подходом к пациенту, где родные могут находиться рядом круглосуточно и создаётся домашняя атмосфера, — рассказали в организации.

Координаторы фонда обращают внимание на потребности семей, например, в духовной или психологической поддержке, и делают всё, чтобы их удовлетворить. Волонтеры помогают сохранить привычный образ жизни — прогулки, музыка, любимая еда, празднование важных дат.

Если человек не знает, куда обращаться, фонд «Вера» организовал круглосуточную горячую линию для неизлечимо больных (8 (800) 700-84-36), где операторы помогут получить необходимые ответы.

Лента

Все новости