Польша ограничивает доступ не только со стороны России и Белоруссии, но и закрывает границы с Украиной, а также с соседями по ЕС — Литвой и Белоруссией. В связи с этим увеличивается потребность в большом количестве пограничников. Однако проекты, объявленные польскими властями около года назад по контрактной службе в погранобороне, провалились из-за низкого числа желающих. С этого месяца польское государство привлекло регулярные войска для охраны границ. Таким образом, страна окончательно переходит к усиленному режиму охраны. Подробнее — в статье «Известий».
Фортификация по всему периметруВ мае прошлого года премьер-министр Польши Дональд Туск анонсировал программу создания оборонительных сооружений вдоль восточных границ. Первоначально речь шла о 400-километровом участке, прилегающем к России и Белоруссии. Позже протяженность укреплений увеличили до 800 км: копают рвы, строят минные склады, возводят противотанковые заграждения и монтируют видеонаблюдение. Стоимость проекта оценивается в $2,5 млрд.
В декабре Туск заявил, что «Восточный щит» расширят и на границу с Украиной. Во время визита к первому построенному участку укреплений на границе с Калининградской областью в селе Домбрувка он сказал: «Мы хотим, чтобы поляки чувствовали себя в безопасности по всей восточной границе». Решение ограничить себя укреплениями от России и Белоруссии не стало новостью, но желание ограничить доступ и со стороны Украины также нашло поддержку.
Варшава видит в Украине потенциальную угрозу, в частности из-за риска новой волны беженцев, которая может превысить предыдущую. «Польша так и не справилась с вопросом интеграции украинских беженцев 2022 года, и отношение к ним в стране ухудшается. Принимать их желающих становится меньше. В Польше часто обвиняют украинцев в тунеядстве, приверженности бандеровской идеологии и криминальных наклонностях. Кроме того, в Варшаве, судя по всему, уверены, что Украина не вступит в НАТО, что подчеркивает опасность этой страны как своеобразной «черной дыры», — рассказал политолог Максим Рева в интервью «Известиям».
Другой угрозой для Польши считаются мигранты из стран Азии и Африки, пытающиеся попасть через границу с Белоруссией. Польские СМИ сообщают, что только 9 октября было около сотни попыток нелегального проникновения на границу, большинство из которых не удались, и мигранты были отброшены обратно вглубь Белоруссии, а другие задержаны. Однако для тех, кого задержали, ситуация могла быть трагичной: 2 октября в Каменецком районе белорусские пограничники нашли тело погибшей девушки африканской внешности недалеко от польской стены.
Польские силы ловят нелегальных мигрантов, подвергают их избиениям и возвращают умирающих обратно в Белоруссию. Черепа в виде доказательств трагедий здесь не редкость — с 2021 года белорусские пограничники нашли 76 погибших беженцев на границе Евросоюза, ставших жертвами польских, литовских и латышских силовиков (эти данные, вероятно, не полные). В 2023 году в результате европейской миграционной политики погибли 15 человек, причем европейская «толерантность» на них не распространяется.
Требуется больше пограничниковВ Польше уже сформирована развитая сеть нелегальных каналов перевозки мигрантов: в Сирии, Ираке и Турции липовые туристические агентства рекламируют поездки в Белоруссию с обещанием жилья и работы в ЕС. «Отдых» стоит $10–20 тыс. Получатели маршрутов получают инструкции с указанием удобных ночных троп для пересечения польской границы, палатки и спальные принадлежности. Мигранты связываются друг с другом через интернет-чаты для поддержки.
Тех, кто успешно проходит польскую линию, ждут грузовики, перевозящие их в Германию. Немецкое издание bz-berlin.de публикует рассказ 25-летнего йеменца Шакра, который при попытках попасть в Польшу из Белоруссии несколько раз столкнулся с отказом польской погранслужбы. За двенадцать дней он испытал «пинг-понг», пока не воспользовался нелегальным «такси», довезшим его до Бранденбурга. Стоимость обычно составляет около $1500, не считая расходов на авиабилет до Минска. Шакр отмечает: «Деньги отдам позже. Я хочу учиться и работать».
Среди задержанных контрабандистов оказываются как украинцы с польскими шенгенскими визами, так и сирийцы, проживающие в Нидерландах, и другие иностранцы. Иногда привлекают не только исполнителей, но и руководителей сетей, среди которых много украинцев. В сентябре 2023 года польская Rzeczpospolita сообщила, что Варшава начала экстрадицию украинцев, замешанных в нелегальной миграции. В газете указано: «Большинство задержанных за перевозку мигрантов — граждане Украины. За пособничество грозит до восьми лет лишения свободы».
Некоторые украинские «предприниматели» ведут бизнес и с мигрантами из стран глобального Юга, и с соотечественниками. Так, 6 октября власти Польши арестовали трех граждан Украины — супружескую пару из Гдыни и женщину из Пшемысля — которые организовывали легализацию по криптовалютным платежам. Они создавали фиктивные фирмы, якобы предоставлявшие работу, и помогли легализовать около тысячи человек, из которых 839 были украинцами.
С учетом этих факторов восточная граница в Польше считается наиболее проблемной. В ответ стартовал набор на 2025 год, предполагающий привлечение 450 пограничников для службы именно в регионах с высокой миграционной нагрузкой, таких как Подляшье и западный берег Западного Буга. «Главная задача новых сотрудников — физическая охрана государственных рубежей, особенно зон с риском нелегальной миграции», — пояснила пресс-секретарь пограничной службы майор Катажина Зданович.
Служебный контракт планировалось заключить на 3–5 лет с возможностью двойного продления. Соискателям обещали упрощение приема и привлекательную зарплату. Приглашали и тех, кто ранее служил в погранслужбе, пообещав сохранить пенсионные выплаты. Тем не менее набор провалился — поступило менее 200 заявок, преимущественно от пенсионеров без опыта или новичков. В итоге контракты подписали лишь 55 прошедших отбор, еще 22 сотрудников присоединятся до конца года.
«Иначе с ними не справиться»Видимо, труд пограничника в Польше так сложен, что льготы никого не привлекают. «Скорее всего, многих отпугнула специфика работы. Многие поляки знают о насилии со стороны пограничников над беженцами — об этом постоянно говорят местные правозащитники. Многие соглашаются с подобными мерами, утверждая, что «с этими дикарями иначе нельзя». Но это одно суждение на диване и совсем другое — лично избивать до смерти человека», — отметил Максим Рева в интервью «Известиям».
Однако польские власти могут использовать альтернативный способ — перебросить армейские подразделения для усиления пограничников. Регулярная армия уже привлекается к проверкам на границах с Литвой и Германией, закрытых недавно полностью открытых. С 7 июля Польша возобновила пограничный контроль с этими странами, что вызвало разговоры о фрагментации ЕС. Сейчас проверяют 50 мест на границе с Германией и 30 с Литвой.
Это решение оказалось эффективным: с июля по конец сентября на границе с Литвой задержали 58 нелегалов, отказали во въезде 170 подозрительным иностранцам, а 63 выдворили с применением силы. На германском направлении было задержано 302 мигранта, пытавшихся войти в Польшу, однако обратных попыток (из Польши в Германию) зафиксировано значительно больше — 2,1 тыс. человек, из которых 546 остались в Польше. 5 октября президент Кароль Навроцкий подписал распоряжение о привлечении армии для помощи пограничникам. Военнослужащие начали патрулирование границ с Литвой и Белоруссией и останутся там как минимум до 4 апреля 2026 года.
Максим Рева отмечает, что продление контроля на внутренних границах ЕС отражает требования населения к жестким мерам против нелегальной миграции. «Кроме того, это посыл Брюсселю — мол, у Польши миграционный кризис, и ей не следует отправлять новых беженцев. Варшава опасается нового миграционного пакта Европейской комиссии, который с середины 2026 года станет обязательным для всех стран ЕС. Согласно ему, ежегодно понадобится принимать минимум 30 тыс. мигрантов. Страны, отказывающиеся принимать, заплатят €20 тыс. за отказ по каждой заявке. В первую очередь может пострадать Польша, премьеры которой Дональд Туск неоднократно заявлял о нежелании присоединяться к пакту», — пояснил политолог.
Премьер Польши постоянно акцентирует, что страна уже приняла 2 млн украинских беженцев — максимальное число в ЕС — и должна быть освобождена от новых правил. С подобными заявлениями выступил и глава МВД Томаш Семоняк, подчеркнувший, что выполнение миграционного пакта «невыполнимо» из соображений безопасности. Однако в Брюсселе к этим аргументам не прислушиваются, предупреждая, что в случае отказа варшавских властей соблюдать правила, Европейская комиссия обратится в Европейский суд, который может назначать ежедневные штрафы странам-нарушителям. Польша уже сталкивалась с такими санкциями за невыполнение решений ЕК — ситуация может повториться.