«Молния» нового БПЛА: как она изменила расстановку сил в воздухе


Фото: РИА Новости/Сергей Бобылев

Молния-2 — дрон-камикадзе с двумя двигателями меняет правила боя в воздухе РФ.

Серия беспилотных летательных аппаратов «Молния» зарекомендовала себя как высокоэффективное средство с оптимальным соотношением стоимости и качества, став главной моделью БПЛА-камикадзе в своем классе для Вооруженных сил России. Массовое применение этих FPV-дронов самолетного типа изменило баланс сил в воздушном пространстве в зоне конфликта. В то же время за границей, в том числе на Украине, пытаются безуспешно создать аналоги данной техники. «Известия» выяснили, как во 1-й Славянской мотострелковой бригаде в составе группировки войск «Центр» успешно эксплуатируется второе поколение данного беспилотника — «Молния-2».

Два мотора

Сержант Андрей Бондаренко, оператор «Молнии-2», держит в руках аппарат, который больше напоминает изделие авиамодельного кружка, чем грозное оружие. Однако под обтекателем скрыта смертоносная боевая нагрузка.

— Вот это ОФБЧ-2 (осколочно-фугасная боевая часть. — «Известия»). Мы используем её в большинстве случаев, — поясняет Андрей. — Наши саперы переоборудуют противотанковые мины в мощные фугасы для разрушения укреплений. Если цель — бронетехника, то применяем кумулятивный снаряд.

Боец отметил, что меняются не только сами дроны, но и боеприпасы. В настоящее время это целый ассортимент, включающий как заводские образцы, так и модернизированные саперами непосредственно на линии фронта. Необходимо находить оптимальный баланс: самодельные боевые части обладают невысокой проникающей способностью осколков, но их вес и размеры можно точно адаптировать под возможности дрона. При этом конструкция «Молнии» позволяет значительно варьировать габариты и массу полезной нагрузки.

— Главным новшеством у «Молнии-2» стали два двигателя. Мы работаем на дистанциях до 40 км, но многое зависит от рельефа и погодных условий, — рассказывает сержант Бондаренко.

Самый сложный этап управления дроном

Как и другие камикадзе, «Молния» управляется по технологии FPV — оператор, находясь в укрытии, ведет дрон с первого лица через очки. Андрей объяснил тонкости пилотирования: в стандартном полете дрон самолётного типа стабильно держит курс и хорошо планирует. Однако наиболее ответственный этап — пикирование на цель.

— Здесь нужна предельная точность. Скорость огромна, зависнуть или снизить её невозможно. Это настоящий высший пилотаж, — поделился он.

Ключевые преимущества устройства — мощная боевая часть и дальность, сочетающиеся с невысокой стоимостью благодаря крупносерийному производству. Еще осенью прошлого года, по данным «Известий», дроны первого поколения сыграли важную роль в освобождении села Георгиевка в ДНР. Эти аппараты очень легкие и быстро собираются, что обеспечивает высокую тактическую мобильность. Три бойца пешком могут нести до десяти таких дронов, не считая личного снаряжения.

«Молния» активно содействовала нашим военным даже в Курской области. С их помощью устранены маломобильные группы ВСУ, пункты временной дислокации, средства радиоэлектронной борьбы, самоходная артиллерия и танки.

Западные СМИ справедливо называют «Молнию» «оружием, изменившим войну». Речь идет прежде всего о массовости и доступности техники. Попытки скопировать «Молнию» ведутся и на Украине, и за ее пределами уже полтора года, но создать такой же дешёвый и массовый аппарат пока никому не удалось.

— Благодаря второму мотору «Молния» стала значительно устойчивее, теперь боковой ветер меньше влияет на неё. И главное — для обхода РЭБ внедрен автопилот, — рассказывает оператор. — При потере видеосигнала автопилот продолжает вести дрон по заданному маршруту и высоте. Когда связь возвращается — снова приступаем к выполнению задачи.

Основное предназначение самолетных дронов-камикадзе — поражение позиций и живой силы противника. Для борьбы с техникой в движении по-прежнему эффективнее использовать коптеры.

— Недавно работали по насосной станции — это железобетонное сооружение. Разрушали его противотанковыми минами. Там же обнаружили скопление личного состава и склад боеприпасов, — вспоминает Бондаренко.

Как противник пытается сбивать наши дроны

Погода позволяет выполнять до 15 вылетов в сутки. У бригады имеются и ночные модификации, оснащённые тепловизорами. Солдаты продемонстрировали «Известиям» видео объективного контроля: попадания полностью снаряжённых «Молний» уничтожают укрепления и блиндажи противника.

С камеры дрона видно, что во время пикирования на цель на предельной скорости оператор одновременно борется с порывами ветра и с радиоэлектронным противодействием украинских специалистов.

Сбить такие самолетные БПЛА из стрелкового оружия крайне сложно. Подавить с помощью средств РЭБ — тоже проблематично. Дроны могут подняться выше зоны помех или обойти её. Для зенитных систем и артиллерии такие цели чрезвычайно труднодоступны из-за своей малозаметности. Кроме того, стоимость «Молнии» значительно ниже цены одного выстрела из ПЗРК или очереди программируемых снарядов.

Наш собеседник родом из Комсомольского в ДНР. Сразу после завершения обучения в 2019 году он, 18-летний молодой человек, пошёл добровольцем и с тех пор служит в 1-й Славянской бригаде. За время службы Андрей Бондаренко был награждён Георгиевским крестом 4-й степени и тремя медалями «За боевые заслуги».

Лента

Все новости