Индия последовала примеру России, повысив статус своих дипломатических отношений с Афганистаном: небольшая техническая миссия в стране была преобразована в посольство. По мнению экспертов, такой шаг поможет «Талибану», который управляет Афганистаном после ухода США в 2021 году, укрепить своё положение на мировой арене. Кроме того, Кабул получит значительный пакет гуманитарной поддержки от Индии, включающий финансирование ряда социально важных проектов. Нынешняя нормализация отношений также выгодна России. Подробнее — в материале «Известий».
Первый визит за четыре годаМинистр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар встретился в Нью-Дели с афганским коллегой Мавлави Амиром Ханом Муттаки. Глава МИДа Индии подтвердил приверженность страны поддержке «суверенитета, территориальной целостности и независимости Афганистана».
«Более тесное сотрудничество между нашими странами способствует национальному развитию, а также региональной стабильности и устойчивости», — отметил Джайшанкар. Он также выразил благодарность Муттаки за приглашение индийским компаниям участвовать в разработке полезных ископаемых в Афганистане.
«У нас общие цели по расширению торговли и бизнеса», — добавил глава индийского внешнеполитического ведомства, подчеркнув необходимость совместных усилий в борьбе с терроризмом.
Афганский министр со своей стороны обещал не допустить использование территории страны против других государств.
За прошедшие годы Индия финансировала и реализовала множество инфраструктурных проектов в Афганистане. В прошлом году объем двусторонней торговли достиг $890 млн.
В совместном заявлении по итогам встречи говорится, что Индия «углубит свое участие в различных проектах, особенно касающихся здравоохранения и общественной инфраструктуры».
В частности, Нью-Дели намерен передать Кабулу 20 машин скорой помощи, разнообразное медицинское оборудование, вакцины и медикаменты. Также рассматривается возможность предоставления стипендий афганским студентам.
Визит Муттаки стал первым за четыре года высоким визитом афганского чиновника в Индию после прихода к власти талибов в августе 2021 года. Тогда Индия закрыла свое посольство в Кабуле, а в 2022 году возобновила работу дипломатической миссии с помощью небольшой технической миссии.
На этот раз глава индийского МИДа объявил о «повышении статуса технической миссии Индии в Кабуле до посольства Индии». По данному вопросу Нью-Дели движется по пути Москвы.
Следуя примеру РоссииРанее Индия вместе с участниками московского формата консультаций по Афганистану, проходивших 7 октября в Москве, подтвердила поддержку становления Афганистана как «независимого, единого и мирного государства без присутствия иностранных войск на его территории».
Встреча в Нью-Дели стала очередным доказательством готовности индийских властей к нормализации отношений с Кабулом, несмотря на то, что пока официально правительство талибов не признано.
На фоне улучшения отношений между Кабулом и Нью-Дели произошла новая фаза напряжённости в отношениях Афганистана с Пакистаном. В ночь на 10 октября пакистанские военные провели операцию на территории Афганистана. Эскалация связана с попыткой уничтожить лидера одной из антиправительственных вооружённых группировок, скрывавшегося в Афганистане.
Афганские власти обвинили Пакистан в нарушении воздушного пространства и нанесении ударов по приграничным районам. После этого между странами начались боевые столкновения вдоль «линии Дюранда», установленной в 1893 году. В ответ Кабул провел «операцию возмездия», в ходе которой были уничтожены десятки пакистанских солдат.
Мнение экспертовОмар Нессар, научный сотрудник Института востоковедения РАН, в интервью «Известиям» отметил, что Индия действует на афганской политической арене по собственной стратегии, ведя сложную игру.
— В своей деятельности на афганской шахматной доске Индия прежде всего реагирует на быстро меняющуюся геополитическую ситуацию вокруг главного конкурента — Пакистана. Однако главный вопрос, который сейчас остаётся без внимания в экспертном сообществе, тревожит: каким станет итог для Афганистана и всей Центральной Азии? Уже сейчас наблюдается парадоксальная и очень опасная ситуация, — подчеркнул политолог.
Он подчеркнул, что власти «Талибана» усиливают конфронтацию с Исламабадом.
— Такая напряжённость порождает порочный круг нестабильности, который не только ухудшает и без того непростую военно-политическую обстановку внутри страны, но и наносит ущерб будущему региона. Под ударом оказываются крупные инфраструктурные проекты, призванные связать Центральную Азию с южными морями через афганскую территорию, — пояснил аналитик.
По мнению эксперта, фактически создаётся «мина замедленного действия» под экономическое возрождение Евразии.
— В этой сложной ситуации главная ответственность ложится на правительство талибов. Сумеют ли они, лавируя между Нью-Дели и Исламабадом, найти хрупкий баланс, который защитит Афганистан от изоляции и дальнейшего погружения в конфликт? — задаётся вопросом Нессар.
Алексей Куприянов, руководитель центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН, в интервью «Известиям» отметил, что данное решение поможет Афганистану усилить своё международное положение.
— Афганцы в целом относятся к Индии с большой симпатией. Ранее сами талибы заявляли о готовности восстановить отношения с Индией, а теперь дело за Нью-Дели. Кроме того, и у Индии, и у Афганистана есть территориальные конфликты с Пакистаном, — отметил индолог.
Он добавил, что Кабул заинтересован в привлечении индийских инвестиций и возвращении индийских компаний.
— Таким образом, взаимные интересы очевидны. России же необходим стабильный и спокойный Афганистан в рамках общего евразийского пространства безопасности, торговли и политического сотрудничества, — подвёл итог эксперт.