Нобелевку по медицине дали за изучение толерантности иммунитета


Фото: Mandatory credit Kyodo via REUTERS

Откройте тайны иммунитета с открытиями лауреатов Нобелевской премии 2025 года.

В 2025 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине получили ученые, исследовавшие механизмы развития аутоиммунных заболеваний, что открыло новые возможности для терапии рака. Открытия американских специалистов Мэри Э. Бранкоу, Фреда Рамсделла и японского исследователя Шимона Сакагучи способствуют улучшению эффективности органной трансплантации. Причины награждения и применение данных результатов в медицинской практике — в материале «Известий».

Кто стал лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине

В этом году Нобелевскую премию в области физиологии и медицины получили Мэри Э. Бранкоу из Сиэтла (США), Фред Рамсделл из Сан-Франциско (США) и Шимон Сакагучи из Осаки (Япония). Нобелевский комитет объявил об этом 6 октября. Лауреатам присвоили награду «за открытия, связанные с периферической иммунной толерантностью», которая препятствует повреждению организма иммунной системой.

Обладатели премии выявили ключевых защитников иммунитета — регуляторные Т-клетки, предотвращающие нападение иммунных клеток на собственные ткани, подчеркнуто в официальном сообщении Каролинского института.

«Эти открытия имеют важное значение для понимания работы иммунной системы и объясняют, почему у некоторых людей не возникают тяжелые аутоиммунные заболевания», — отметил председатель Нобелевского комитета Олле Кемпе.

— Эта группа ученых провела важные фундаментальные исследования, раскрывающие механизмы резистентности и регуляции периферической иммунной системы. Значимость их открытий особенно велика в рамках изучения онкологических и аутоиммунных заболеваний, а также процесса опухолеобразования (туморогенеза), — пояснил «Известиям» старший научный сотрудник и руководитель лаборатории автоматизированных исследований инновационных противоопухолевых средств МФТИ Филипп Максимов.

Эта тематика очень важна, поскольку известно, что ослабление периферического иммунитета способствует развитию опухолей из аномальных клеток. Иммунная система играет ключевую роль и в патогенезе аутоиммунных болезней, при которых она начинает атаковать собственные ткани организма, отметил он.

В 1995 году Шимон Сакагучи сделал первое прорывное открытие. Тогда считалось, что иммунная толерантность формируется исключительно благодаря уничтожению потенциально опасных клеток в тимусе через процесс центральной толерантности. Однако Сакагучи доказал, что система сложнее и открыл ранее неизвестный класс иммунных клеток, способных защищать организм от аутоиммунных заболеваний.

В 2001 году Мэри Э. Бранкоу и Фред Рамсделл внесли очередной важный вклад, найдя объяснение, почему у определенной линии мышей наблюдается повышенная склонность к аутоиммунным болезням. Они обнаружили у них мутацию в гене Foxp3. Позже ими же было показано, что аналогичная мутация у человека приводит к серьезной аутоиммунной патологии — IPEX-синдрому.

Это редкое и тяжелое наследственное заболевание, проявляющееся в раннем детстве, прокомментировал руководитель научной группы III категории Научного центра трансляционной медицины университета «Сириус» Арсений Южалин. При IPEX иммунная система атакует собственные органы — в первую очередь кожу, кишечник и эндокринные органы, вызывая сыпь, диарею и диабет. Терапия таких больных представляет серьёзные трудности.

— Результаты исследований нынешних лауреатов Нобелевской премии помогли установить природу этого синдрома и разработать адекватные методы лечения, — акцентировал специалист.

Через два года после этого Шимон Сакагучи объединил эти открытия. Он показал, что ген Foxp3 отвечает за развитие тех клеток, открытых им еще в 1995 году. Эти клетки, ныне известные как регуляторные Т-клетки, контролируют активность других иммунных клеток и обеспечивают иммунную толерантность организма к собственным тканям.

— Все трое ученых сосредоточились на изучении периферической толерантности. Сакагучи открыл ранее неведомый класс иммунных клеток, защищающих организм от аутоиммунных заболеваний. Это были долгоискомые Т-супрессоры. А Бранкоу и Рамсделл в 2001 году объяснили, как они функционируют, — сообщил «Известиям» научный сотрудник Института изучения старения РНИМУ им. Н.И. Пирогова Михаил Болков.

По словам эксперта, с тех пор эти клетки стали именоваться Т-регуляторными лимфоцитами (Т-регами, Treg). Сейчас также изучаются B-регуляторные лимфоциты и различные тонкости формирования толерантности к собственной микробиоте, а также причины ее нарушения при аутоиммунных болезнях.

Исследования иммунной толерантности

Периферическая иммунная толерантность поддерживает баланс между воспалительными и противовоспалительными реакциями в организме человека. Ее нарушение провоцирует аутоиммунные и онкологические болезни, отметила научный сотрудник Центра живых систем МФТИ Екатерина Астахова.

— Это открытие стало основой для создания новых способов лечения аутоиммунных заболеваний. Например, в настоящее время разрабатываются персонализированные клеточные терапии с применением Т-регуляторных клеток, применяемые при диабете 1 типа и других патологиях, — подчеркнула ученая.

Ученые продемонстрировали, что иммунитет обладает собственными «тормозами», предотвращающими атаки иммунной системы на собственные ткани, как это наблюдается в аутоиммунных заболеваниях, объяснил «Известиям» руководитель центра превосходства «Персонифицированная медицина» Казанского федерального университета Альберт Ризванов.

— Регуляторные Т-клетки были открыты Сакагучи, а ген FOXP3, играющий роль «главного переключателя» их работы, обнаружен Бранкоу и Рамсделлом. Нарушение этого гена приводит к тяжелому аутоиммунному расстройству IPEX. Это знание уже применяется в медицине. Повышая активность Treg, врачи пытаются подавить аутоиммунные атаки и улучшить результаты трансплантации. В онкологии, напротив, снимают избыточное торможение для усиления противоопухолевого ответа. Некоторые методы уже проходят клинические испытания, — рассказал специалист.

Исследования, отмеченные премией, уже внедрены в практику, например, в терапии онкологических заболеваний с использованием checkpoint-ингибиторов. Этот подход применяется при лечении меланомы, опухолей почек, легких и других органов. Он блокирует способность злокачественных новообразований подавлять иммунный ответ, благодаря чему защитные силы организма могут распознавать и бороться с опухолью, рассказал «Известиям» профессор Сколтеха, заведующий лабораторией биологии стромальных клеток опухолей НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Алексей Грачев.

— Наше понимание механизмов ухода опухоли из-под иммунного контроля базируется в том числе на этих открытиях. Хотя 연구 были выполнены давно, они вошли в широкое применение примерно пять лет назад. Это и стало основанием для присуждения Нобелевской премии, — отметил эксперт.

По словам Алексея Грачева, данное научное направление ещё активно развивается. Иммунная толерантность зависит не только от Т-клеток, описанных лауреатами, но и от моноцитов, макрофагов, В-клеток и других компонентов иммунной системы. Если удастся охватить все виды клеток и раскрыть их роль в иммунной толерантности, это откроет новые перспективы для разработки более эффективных методов терапии.


  • Теги:

Лента

Все новости