В последние месяцы курс рубля по отношению к основным валютам удерживался на уровнях, максимальных с 2022 года. Рост валюты, который наблюдался с начала года и удивил многих участников рынка, в третьем квартале сменился небольшим снижением по отношению к доллару и юаню, однако рубль оставался относительно крепким. В текущем квартале ожидатся перемены, при этом многое будет зависеть от решений Банка России. Подробнее — в материале «Известий».
В начале июля доллар достиг одного из самых низких значений за несколько последних лет — около 78 рублей. Такое состояние валюты объяснялось низким спросом на доллар в сочетании с высокой ключевой ставкой Центробанка, делающей инвестиции в валюту невыгодными. Отмена ограничений по продаже валютной выручки также не оказала существенного влияния на ситуацию. По итогам III квартала доллар подорожал примерно на четыре рубля, что составило около 5%. Юань же за тот же период вырос примерно на 60 копеек, что также равно примерно пяти процентам.
Хотя рубль снизился незначительно, он оставался относительно устойчивым. Аналитики пытались определить «справедливый» курс на основе различий в уровне инфляции между странами-эмитентами, однако это имело эффективность лишь в долгосрочной перспективе. Теоретически рубль должен был бы быть слабее, но реальный внутренний спрос на валюту не позволял ему ослабать до таких значений.
Сильный рубль помогает сдерживать инфляцию в России, особенно на фоне заметной дефляции в стране, являющейся крупнейшим торговым партнером — Китае. Однако высокий курс наносит ущерб прибылям российских экспортеров и бюджету, который в текущем году может столкнуться с серьезным дефицитом порядка 5,5–6 трлн рублей. Банк России при этом не ориентируется на таргетирование курса рубля, фокусируясь на контроле за инфляцией.
Какова перспектива? Ситуация остается довольно неопределенной из-за множества непредсказуемых факторов, влияющих на рубль. Российские эксперты помогли «Известиям» разобраться в текущих тенденциях.
«Быстрое снижение ставки ослабляет рубль»Александр Потавин, аналитик ФГ «Финам»
Важным фактором для курса рубля в сентябре стало сокращение ключевой ставки Банка России на 1 процентный пункт, до 17%. Принцип здесь такой: высокая ключевая ставка уменьшает причины для перевода рублей в иностранную валюту со стороны бизнеса и населения, а жесткие кредитные условия сдерживают спрос на валюту со стороны импортеров. Наоборот, быстрое снижение ставки способствует ослаблению рубля.
Политическая обстановка, в частности геополитические события, продолжает влиять на настроения на валютном рынке осенью. Из-за отсутствия ясности в отношении мирных переговоров между Россией и Украиной Европа и США могут сохранять жесткую позицию, что грозит введением новых экономических санкций и снижает экспортный потенциал страны.
Однако рубль поддерживают и фундаментальные факторы: жесткий валютный контроль, установленный после начала конфликта на Украине с целью ограничения оттока капитала; значительные объемы продажи валютной выручки экспортерами, что закрывает внутренний спрос на валюту; а также растущие операции в рублях при экспорте и импорте, снижающие потребность в твердой валюте (в июне доля рублевых расчетов по экспорту превысила 55%); стабильные объемы продажи российской нефти на международных рынках.
При высоких ставках по рублевым активам, с учетом временного лага для уплаты налогов, экспортерам приходится продавать больше валюты, что дополнительно укрепляет рубль и стимулирует еще большие продажи. При снижении ставок и одновременном росте курсов валют данная схема начинает работать наоборот.
В третьем квартале наблюдался баланс спроса и предложения на валютном рынке, благодаря чему рубль оставался стабильным. Но в августе-сентябре на динамику курса рубля начали влиять не только продажи валюты экспортерами, но и ее спрос. Отмена нормы обязательной продажи валютной выручки дала сигнал бизнесу, что государство не заинтересовано в сильном рубле. Поэтому среднесрочная ситуация на валютном рынке меняется в сторону ослабления рубля. Минфин и Центробанк также влияют на курс путем уменьшения объемов продажи валюты для компенсации снижения нефтегазовых доходов, что умеренно ослабляет национальную валюту.
В перспективе IV квартала прогнозируется постепенное ослабление пары доллар/рубль с достижением сначала отметки 86,5 рублей, а затем возможным повышением до 90 рублей. Если объемы валютной продажи из ФНБ сократятся, а спрос на валюту в стране вырастет, ближе к концу года доллар может стоить порядка 93 рублей.
Ослабление рубля по отношению к юаню, по мнению аналитиков, может наступить ближе к концу 2025 года. В IV квартале ожидается торговый диапазон по паре юань/рубль в пределах 11,5–12,5 рублей.
«Связь с рублями-бочками утрачена»Юлия Хандошко, СЕО европейского брокера Mind MoneyЭкономический блок правительства и Банк России ориентируются на один общий показатель — уровень инфляции и связанные с ним ожидания.
Курс рубля остается достаточно управляемым инструментом благодаря обязательству по продаже экспортной валютной выручки. Правительство, устанавливая требуемый уровень обмена валюты на рубли, может направлять курс в нужные рамки. С учетом этого и инфляционных ожиданий, по моему мнению, экономическому блоку нет причин предоставить курсу «свободное плавание» до Нового года. К тому же мы уже наблюдаем укрепление рубля после июля и августа.
Влияние курса на инфляцию весьма существенное: согласно оценкам заместителя председателя Центробанка Заботкина, соотношение составляет примерно 4-5 к 1, то есть ослабление рубля на 5% способно повысить инфляцию до 1%. Поэтому я не ожидаю больших колебаний курса до конца года, поскольку это негативно скажется на показателе инфляции, таргетирование которой является приоритетом как правительства, так и ЦБ.
До пандемии была устоявшаяся логика, согласно которой рубль можно было условно привязать к нефти: за каждый баррель Россия получала фиксированное число долларов (в среднем 200–400 рублей), что позволяло прогнозировать курс рубля.
Однако в то время уже шли рассуждения о необходимости снизить зависимость от нефтяных доходов. Если взглянуть на бюджет ближайших лет, нефтегазовый сектор, конечно, остается важной статьей, но основной источник поступлений — это уже не сырье, а налоги, то есть доходы от населения. Можно сказать, что теперь люди — это «новая нефть».
Поэтому, повторюсь, логично предполагать, что курс не будет резко понижаться, поскольку прежняя связь с ценами на нефть фактически исчезла, а на смену пришли иные механизмы.
«Утильсбор и новые налоги поднимут рубль»Павел Бирюков, главный экономист ГазпромбанкаСуществует вероятность продолжения тенденции ослабления рубля, так как в последнем квартале года ожидается усиление фундаментального давления на его курс. Прежде всего речь идет о сокращении профицита текущего счета с $63,9 млрд в 2024 году до $33–38 млрд по итогам текущего периода. Это связано с низкими ценами на нефть и ростом импорта. Последний летом ускорился под воздействием крепкого рубля (+4% по сравнению с прошлым годом за июнь-июль), а осенью импортеры могут активизироваться перед введением утильсбора (с ноября) и новых косвенных налогов (с января).
Влияние на рубль в IV квартале 2025 года может оказать также усиление спроса на валюту в связи со смягчением денежно-кредитной политики: средняя ключевая ставка за последний квартал может составить около 16,6% против 20,9% в первой половине года. При таких условиях прогнозируется, что к концу года рубль приблизится к долгосрочным справедливым уровням (90–95 рублей за доллар) и продолжит плавное снижение в 2026 году.
«Сальдо торгового баланса продолжит сжиматься»Дмитрий Рожков, директор казначейства «Цифра банк»На сегодняшний день высокие процентные ставки оправдывают крепкий рубль, который демонстрирует устойчивость в том числе в контексте кэрри-трейда — стратегий получения дохода от разницы процентных ставок разных валют. Текущая позиция регулятора не свидетельствует о скором завершении цикла жесткой денежно-кредитной политики. В зависимости от макроэкономических данных, прежде всего по инфляции, Центробанк к концу года может снизить ключевую ставку до 16% или оставить ее на текущем уровне. В последнем случае рубль продолжит получать поддержку от притока капитала, а курсы валют могут оставаться стабильными или немного ниже (например, около 81 рубля за доллар).
Однако в сентябре рубль ослабел из-за ожиданий смягчения денежной политики Банка России и подготовки к соответствующему заседанию. Понижение ключевой ставки уменьшает доходность рублевых активов и приводит к сокращению продажи валюты экспортерами (в августе они реализовали валюту на $6,2 млрд по сравнению с $9 млрд в июле). Сокращение предложения иностранной валюты также вызвано уменьшением экспортной выручки в условиях неблагоприятной конъюнктуры нефтяного рынка. Таким образом, предложение валюты на внутреннем рынке продолжает снижаться.
Одновременно растет спрос на валюту, в том числе из-за сезонных факторов — импортеры пополняют запасы перед новогодними праздниками. В первом полугодии 2025 года торговый баланс уменьшился на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года из-за снижения экспорта на 6% при небольшом увеличении импорта на 1%. В целом положительное сальдо торгового баланса продолжит сокращаться, что создаст давление на рубль. В итоге к концу года возможно ослабление рубля до 90–95 рублей за доллар США.